Возрастные особенности подростков

Подростковому возрасту соответствует общественно-полезная деятельность, включающая в себя такие виды, как учебная, трудовая, общественно-организационная, спортивная и художественная.

В процессе выполнения этих видов общественно-полезной деятельности у подростка возникает стремление участвовать в любой общественно необходимой работе, рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего «я», то есть самосознание.

Подростковый возраст (отрочество) характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении.

С психолого-педагогической точки зрения подростковый возраст определяется как возраст общения. В этот период особенно ярко выражается тенденция общения со сверстниками. Она выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение, на реализацию норм отношений взрослых. Центральным психологическим новообразованием данного возраста выступает возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания.

Из психологических качеств личности подростка можно выделить:

  • тенденцию к установлению психологической общности в целях, установках, чувствах, оценках со сверстниками;
  • особый интерес к представленным в коллективе внешним формам выражения духовной жизни;
  • стремление к самоутверждению в формах жизни данного коллектива.

Вышеперечисленные качества влияют на отношение подростков к прошлому своему опыту (к известному), к перспективному опыту (опыту взрослой жизни) и к новизне в целом. В отношении к прошлому опыту видна поляризация оценок.

Не все принимается в опыте взрослой жизни. С одной стороны, пафос утверждения позиции подростка выражается в тенденции к героическому, возвышенному; с другой – мера негативизма выступает в возрастающей критичности отношения к обыденно-необходимым формам взрослой жизни.

Интеллект подростка развивается за счет расширения границ его социальной жизни, а эмоциональная сфера обогащается за счет усвоения духовных ценностей коллектива.

Оценка и самооценка – доминирующее звено, своеобразный стержень психической жизни подростка. Их завышенность объясняет противоречивость в характере школьников этого возраста. Не добиваясь успеха в какой-либо деятельности, подросток может расценивать эту деятельность крайне негативно.

Многообразие «публичных форм» музыкальной деятельности – коллективное музицирование (хоровое, ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах), диспуты, дискуссии, где в наибольшей мере выражена активность подростков, поможет педагогу регулировать уровень активности учащихся.

Педагогу следует ориентироваться на художественную игру как форму построения учебной художественной деятельности, так как занятия всегда оставляют возможность для активизации индивидуального опыта детей и создания условий, обеспечивающих увлекательность процесса занятий.

Данный возрастной период характеризуется постепенным возрастанием интереса к художественно-познавательным процессам, стремлением проникнуть в сущность и природу творчества. У подростка формируется способность к сравнениям, сопоставлениям, развивается ассоциативность мышления, проявляется стремление к самообразованию, потребность в самостоятельном общении с искусством.

На основе имеющегося художественного опыта, знаний об искусстве, исполнительской культуре происходит становление художественного вкуса. «Разброс» вкусовых предпочтений зачастую приводит к тому, что в сфере интересов и потребностей подростка начинает происходить смена ценностных ориентаций, и порой не в сторону высокохудожественных образцов искусства.

Важнейшим условием развития личности учащегося является социальная среда. Семья как часть социальной среды, является одним из важнейших факторов развития личности. Именно в семье происходит первоначальное приобщение ребенка к культуре общества, формируются ведущие духовные потребности и интересы.

Однако далеко не одна только семья составляет ту атмосферу учащегося, которая оказывает влияние на его музыкально-эстетические интересы и предпочтения: существуют и территориально-бытовые группы, группы совместного досуга. Не менее важен и уровень культурной среды общества. В настоящее время современная культура приобретает, в большинстве случаев, зрелищный характер.

В искусстве наблюдается смещение границ эстетического и внеэстетического. В силу возрастных особенностей наибольшему воздействию мнимых ценностей искусства подвергается молодежная аудитория. В связи с этим возрастает необходимость ценностного ориентирования учащихся на уроках искусства на лучшие образцы отечественной и зарубежной классики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)