Законодательство в области промышленной экологии

Природоохранное законодательство регулирует природоохра­нительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельных объектов, охране которых посвящено специальное отраслевое законодательство.

Из числа действующих нормативно-правовых актов в этой об­ласти следует прежде всего выделить Федеральный закон «Об ох­ране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ — комплексный нормативный акт, ориентированный на складывающиеся в на­шей стране рыночные отношения.

Закон ориентирован на решение следующих задач: охрана ок­ружающей среды и, следовательно, охрана здоровья человека; предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей среды путем улучшения ее качества.

Ведущим принципом данного Закона является научно-обосно­ванное сочетание экологических и экономических интересов. В соответствии с Законом нормативы качества окружающей при­родной среды должны устанавливать научно-обоснованную меру сочетания экологии и экономики.

Создание стройной системы нормативов вредного воздействия на окружающую природную среду через критерии качества — одно из достоинств данного Закона.

Работоспособность данной системы поддерживается тремя фак­торами: соответствие уровню науки и техники и международным стандартам; утверждение специально уполномоченными органа­ми государства; обязанность данных нормативов для всех хозяйст­вующих субъектов и ответственность предприятий, организаций и граждан за их исполнение.

Данный закон располагает свои экологические требования к экономике на трех уровнях: к хозяйствующим субъектам; к стади­ям хозяйственного процесса (планирование, проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объектов); к видам хозяйственного воздействия: сельское хозяй­ство, мелиорация, энергетика, строительство городов и т.д.

Здесь проявляется сочетание общеэкологических требований к экономике, безотносительно профиля предприятия и особенно­стей воздействия каждого из них.

Механизм реализации данного Закона имеет две стороны: ста­тическую и динамическую. Статическая фиксируется в нормах Закона; динамическая — реализация этих норм в жизни.

Механизм реализации Закона сочетает в себе экономическиеметоды хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды.

Экономический механизм охраны окружающей среды должен обеспечить высокий экономический интерес природопользователя. Возможны разные пути достижения этой цели. Один из них заключается в создании прямых экономических стимулов в охра­не окружающей природной среды: финансирование, кредитова­ние, льготы при внедрении экологически чистых технологий и начислении налогов. Другие пути оказывают влияние на экономи­ческий интерес через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, а также в качестве налога за экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Наиболее значительной мерой экономического стимулирова­ния, предусмотренной в Законе, является плата за пользование природными ресурсами.

Различается два вида платежей, которые, в свою очередь, за­висят от двух видов пользования: за изъятие, т.е. потребление при­родного вещества; за сброс, выброс, размещение отходов произ­водства в природной среде.

Система экономического стимулирования дополняется в Зако­не мерами административно-правового воздействия: экологиче­ской экспертизой; экологическим контролем; ответственностью за экологические правонарушения.

Государственная экологическая экспертиза является обязатель­ным актом, предшествующим принятию хозяйственного реше­ния.

Экологический контроль представлен в двух формах: системой мониторинга окружающей среды и государственным контролем. Система экологического законодательства Российской Феде­рации состоит из двух подсистем: природоохранительное и природоресурсовое законодательства.

Природоохранительное законодательство, к которому относит­ся и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ является многоуровневой системой. По гори­зонтали она подразделяется на законы, указы, постановления Правительства РФ, нормативные акты Комитета по охране окру­жающей среды и природным ресурсам и других министерств и ведомств. По вертикали она подразделяется на федеральные нор­мативные акты, нормативные акты республик в составе Российс­кой Федерации, областей, краев, автономных образований.

Природоресурсовое законодательство дополняется такими доку­ментами, как Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Лес­ной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и т.д.

Юридические нормы, содержащиеся в законах, не могут рабо­тать самостоятельно. Они требуют отлаженной работы и нуждают­ся в государственных органах управления и контроля, органах прокуратуры и суда, арбитражного суда, т.е. они нуждаются в си­стеме государственного управления.

Основными направлениями государственной политики по обес­печению безопасности жизнедеятельности являются:

  • признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья ра­ботников по отношению к результатам производственной деятель­ности предприятий;
  • координация деятельности в области охраны труда и охраны окружающей природной среды;
  • установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
  • государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдени­ем законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулиру­ющей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллек­тивной и индивидуальной защиты работников;
  • подготовка специалистов соответствующей квалификации, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
  • международное сотрудничество при решении проблем охра­ны труда и экологической безопасности.

Государство в лице органов законодательной и исполнитель­ной власти с учетом консультаций с объединениями работодате­лей, профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуще­ствляет и периодически пересматривает согласованную политику в области обеспечения безопасных условий труда и жизнедеятель­ности населения.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев не представ­ляется возможным провести разграничение между задачами, ре­шаемыми службой по охране окружающей среды и службой по охране труда. Поэтому тесное взаимодействие специалистов этих служб или объединение их усилий, направленных на создание безопасных, в том числе и в экологическом отношении, условий жизнедеятельности человека, отвечают задачам промышленной экологии.

На сегодняшний день в области охраны окружающей среды действует более полутора десятков федеральных законодательных актов, в основе которых лежит Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Законом закреплено требование обеспечения научно обосно­ванного сочетания экономических и экологических интересов го­сударства и общества и защита интересов человека от неблагоп­риятных воздействий окружающей среды.

За время, прошедшее с момента принятия данного закона, законодательство в области природоохранной деятельности суще­ственно расширилось, прежде всего, за счет принятия федераль­ных законов, например Федерального закона «Об отходах произ­водства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ, который определя­ет правовые основы обращения с отходами производства и по­требления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйствен­ный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Закон закрепляет ряд определений, понятий, используемых в области обращения с отходами: отходы производства и потребле­ния, опасные отходы, обращение с отходами, хранение отходов, захоронение отходов, использование отходов, обезвреживание отходов, объект размещения отходов, трансграничное перемеще­ние отходов, лимит на размещение отходов, норматив образова­ния отходов, паспорт опасных отходов, вид отходов, лом и отхо­ды цветных и (или) черных металлов.

Этот Закон определяет правовые основы обращения с отхода­ми производства и потребления в целях предотвращения вредно­го воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнитель­ных источников сырья.

Новшеством данного Закона является регламентация отходов как объекта права собственности. Закон установил следующее: право собственности на отходы принадлежит собственнику сы­рья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования кото­рых эти отходы образовались; право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отхо­дов; собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные от­ходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осу­ществление деятельности в области обращения с опасными отхо­дами, в случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них. Лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою соб­ственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Не менее важным является Федеральный закон «Об охране ат­мосферного воздуха» от 04.05.99 № 96-ФЗ, который устанавлива­ет правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материа­лы, вещества и другую продукцию устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.

Законом запрещено внедрение новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.

На территории Российской Федерации производство и исполь­зование топлива допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны ат­мосферного воздуха.

Сертификаты, подтверждающие соответствие содержаниявредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических и тех­нологических установок, двигателей, транспортных и иных пе­редвижных средств и установок техническим нормативам выб­росов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топ­лива установленным нормам и требованиям охраны атмосфер­ного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правитель­ством РФ.

Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природ­ной среды не установлена, запрещен.

С целью регулирования отношений в области экологической экспертизы принят Федеральный закон «Об экологической экс­пертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ, который направлен на реализа­цию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Не секрет, что одновременное действие большого числа доку­ментов по одной и той же проблеме неизбежно порождает их внут­ренний конфликт между собой и, как следствие этого, потерю возможности эффективного и оперативного управления процес­сами, происходящими в той области, которую они призваны ре­гулировать.

Одной из серьезных проблем в области правового регулирова­ния охраны окружающей среды остается необеспеченность мно­гих требований законов необходимыми подзаконными актами. Анализ действующего природоохранительного законодательства показывает, что примерно 1/3 правовых норм носит на сегодняш­ний день декларативный характер, их положения не конкретизи­рованы в соответствующих подзаконных актах.

Огромную проблему создает ведомственное толкование многих природоохранительных норм. В настоящее время сложилась ситуа­ция, при которой число нормативных
правовых актов, регламенти­
рующих вопросы охраны окружающей среды и рационального ис­пользования природных ресурсов, увеличивается с каждым годом.

Недостаточная эффективность природоохранительного законо­дательства напрямую связана с низкой правовой структурой об­щества в целом, со слабыми знаниями природоохранительного законодательства должностными лицами и работниками органов управления, ведомственная разобщенность государственных ор­ганов, отсутствие механизма доведения принятых решений до исполнения в их первоначальном виде.

В целях регулирования и улучшения использования природных ресурсов и охраны окружающей среды были приняты ГОСТы.

Первые государственные стандарты в области охраны окружа­ющей среды были утверждены в 1976 г. Основным стандартом в области охраны окружающей среды является ГОСТ 17.0.0.01—76

«Система стандартов в области охраны природы и улучшения ис­пользования природных ресурсов. Основные положения», кото­рый устанавливает цели и задачи создания данной системы и ее структуру. Система государственных стандартов в области охраны окружающей среды и улучшения природных ресурсов состоит из комплексов и групп взаимосвязанных стандартов.

Основными задачами государственных стандартов с точки зре­ния промышленной экологии являются:

  • обеспечение сохранности природных комплексов путем огра­ничения поступлений в окружающую среду промышленных, транс­портных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбро­сов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфе­ре, природных водах и почвах до количеств, не превышающих ПДК;
  • восстановление и рациональное использование природных ре­сурсов и др.

Государственные стандарты в области охраны окружающей среды учитывают экологические, санитарно-гигиенические, тех­нические и экономические требования, которые включаются в состав технической, конструкторской, технологической и проект­ной документации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)