Законодательство в области охраны труда

Понятие «охрана труда» отражает основные направления функ­ционирования системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-техниче­ские, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, ре­абилитационные и другие мероприятия, которые (каждое в от­дельности или в совокупности) направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья ра­ботников в процессе их трудовой деятельности. Поэтому нельзя отождествлять понятие «охрана туда» с техникой безопасности и гигиеной труда, которые являются всего лишь элементами охра­ны труда. Следовательно, охрана труда — это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария явля­ются ее ставляющими.

Закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99 № 181-ФЗ, в дальнейшем Закон в редакции от 22.08.2004, хотя и не является актом прямого  действия, тем не менее нормы, предусмотренные в нем, законодательно устанав­ливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюде­ние которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов. Эти установленные нормы обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны тру­да между работодателями и работниками на предприятиях, в уч­реждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчи­ненности.

Законодательно закреплено, что действие законодательства об охране труда распространяется также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику; военнослужащих, при­влекаемых для работы на предприятиях; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприяти­ях.

В Законе:

  • определена ответственность работодателя, должностных лиц и работников за нарушение нормативных актов об охране труда;
  • закреплены обязанности работодателей по обеспечению бе­зопасных условий труда;
  • определены сфера действия Закона и основные принципы государственной политики в области охраны труда на предпри­ятии;
  • предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
  • определены органы, организации и лица, осуществляющие общественный контроль за охраной труда;
  • определена ответственность работодателя за вред, причинен­ный здоровью работника трудовым увечьем;
  • определена ответственность предприятия за невыполнение тре­бований по созданию здоровых и безопасных условий труда;
  • определены основные функции и ответственность органов го­сударственного надзора и контроля;
  • предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушения нормативных требо­ваний по охране труда.

В Законе в развернутом виде приведены некоторые нормы дей­ствующего трудового законодательства. В нем нашли отражение существующая практика охраны труда, а также нормы, подска­занные жизнью или заимствованные из опыта других стран.

Основные принципы государственной политики в области ох­раны труда, предусмотренные ст. 4 Закона, определяют направле­ние деятельности органов государственной и исполнительной вла­сти Российской Федерации и республик в ее составе, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Совмест­ные действия этих органов и общественных организаций должны строиться на признании и обеспечении приоритета жизни и здо­ровья работников по отношению к результатам производствен­ной деятельности, т.е. должно выполняться условие — не при­быль любой ценой (как раньше — план любой ценой), а сохране­ние жизни и здоровья человека, занятого на производстве или в другой сфере деятельности.

Обеспечение прав работников на охрану труда и гарантий этих прав — главная цель Закона. Поэтому при рассмотрении вопросов о правомерности требований работника или защите его прав на охрану труда ст. 8 Закона необходимо рассматривать в контексте с другими статьями Закона, например со ст. 14, так как обеспечение прав работника — это основная обязанность работодателя и за ее исполнение он должен нести ответственность (ст. 24).

Соглас­но ст. 8 работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболева­ние или снижение работоспособности; на возмещение вреда, при­чиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им тру­довых обязанностей; на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опа­сных производственных факторов; на обеспечение средствами кол­лективной и индивидуальной защиты; на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Согласно ст. 14 Закона работодатель обязан обеспечить безо­пасность работников при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования; безопасность технологических про­цессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а так­ же эффективную эксплуатацию средств коллективной и индиви­дуальной защиты; обеспечить организацию надлежащего санитар­но-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работ­ников, режим труда и отдыха работников, установленный зако­нодательством. Работодатель не должен допускать применения новых материалов, сырья, не прошедших специальную эксперти­зу их влияния на организм и здоровье человека, а если на пред­приятии производятся или применяются вредные вещества, то должны проводиться организационно-технические, санитарно­-гигиенические, лечебно-профилактические и другие меропри­ятия, предотвращающие воздействие на работников этих веществ (ст. 21).

Согласно ст. 14 Закона работодатель в случаях, предусмотрен­ных законодательством, обязан при поступлении работника на работу организовать и проводить предварительные медицинские осмотры, а также периодические медицинские осмотры в тече­ние его трудовой деятельности.

При обнаружении у работников признаков профессионально­го заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения (ст. 9) дол­жен перевести его на другую работу.

Работник имеет право на профессиональную подготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда или в слу­чае потери трудоспособности в связи с полученной травмой на производстве или профессиональным заболеванием; на отказ без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здо­ровья до устранения этой опасности, а также на проведение на его рабочем месте инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охра­ны труда и на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти или в профсоюзные и другие уполномо­ченные работниками органы в связи с неудовлетворительными условиями охраны труда.

Все эти права гарантируются государством в лице органов за­ конодательной, исполнительной и судебной власти.

Вместе с тем работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда; правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты; проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда; немедленно сообщать своему не­ посредственному руководителю о любом несчастном случае, про­ изошедшем на производстве, о признаках профессионального за­болевания (т.е. не утаивать то, что обнаружено при медицинском осмотре), о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей (ст. 15).

Согласно ст. 1 Закона государственное управление охраной труда должно осуществлять непосредственно Правительство РФ или по его поручению федеральный орган исполнительной вла­сти, ведающий вопросами охраны труда и другими федеральны­ми органами исполнительной власти.

В рамках государственного управления охраной труда Законом предусмотрено создание в министерствах и ведомствах Россий­ской Федерации, а также в концернах, ассоциациях и других объе­динениях предприятий служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязатель­ном порядке. Если они не создаются, то это следует расценивать как нарушение требований законодательства.

В каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, при численности работников более 100 человек со­здается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При численности работников менее 100 человек решение о введении службы охраны труда или должности специ­алиста по охране труда принимает работодатель с учетом специ­фики деятельности данной организации. Работодатель также мо­жет привлечь соответствующих специалистов на договорной ос­нове (ст. 12).

Для управления охраной труда непосредственно ст. 8 Закона предусмотрено создание на предприятиях с численностью работ­ников более 10 человек комитетов (комиссией), в состав которых на паритетной (равного представительства) основе входят пред­ставители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например от Совета тру­дового коллектива. Работник не несет расходов на финансирова­ние мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Финан­сирование этих мероприятий осуществляется в рамках федераль­ных, отраслевых и территориальных программ улучшения усло­вий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюд­жета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источни­ков в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации.

Финансирование указанных мероприятий в организациях не­зависимо от организационно-правовых форм (кроме федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занима­ющихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 % от суммы эксплуатационных расходов.

Правовое поле в области охраны труда состоит из четырех вза­имосвязанных уровней правовых нормативов: единые, межотрас­левые, отраслевые и нормативы предприятия.

Единые правовые нормативы включают в себя основные госу­дарственные документы, которые устанавливают фундаменталь­ные принципы государства в области охраны труда: Конституция РФ (Основной Закон), Закон РФ «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» от 22.08.2004 № 181-ФЗ, Кодекс законов о труде РФ.

Межотраслевые правовые нормативы представляют собой госу­дарственные документы в области охраны труда, которые действу­ют без исключения во всех отраслях  экономики, так как не имеют отраслевого признака. К ним относятся правила электробезопасно­сти; правила безопасного проведения строительных и ремонтных работ; стандарты, входящие в систему стандартов безопасности труда (ССБТ); санитарные нормы и правила работы с отдельными опа­сными и вредными производственными факторами и др.

Отраслевые правовые нормативы определяют требования безо­пасности, являющиеся специфическими для той или иной отрас­ли экономики страны: правила безопасности в химической, ме­таллургической, текстильной и других видах промышленности; правила безопасности в системе образования Российской Феде­рации и др. Эти правовые нормативы рассчитаны только на конк­ретную отрасль экономики и не имеют юридической силы в дру­гих отраслях.

Нормативами предприятия являются нормативные документы по охране труда (приказы, решения, инструкции по охране тру­да), действующие только на этом предприятии.

Отнесение указанных правовых нормативов к одному правово­му полю подтверждает, что каждый из них имеет одинаковую правовую силу, т. е. требования безопасности труда, заложенные в инструкции по охране труда на рабочем месте предприятия, яв­ляются обязательными для работника и работодателя, наравне с выполнением требований статей Конституции РФ или разделов правил по охране труда отрасли. Нарушение положений любого правового норматива, входящего в правовое поле (от Конститу­ции РФ до инструкции по охране труда), предполагает одинако­вую форму ответственности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.08.94 № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации» нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на виды, представленные в табл. 1.1

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утвер­ждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

В настоящее время действует около 3 ООО нормативных право­вых актов по охране труда. Предприятия, учреждения и организа­ции разрабатывают и утверждают стандарты организаций (СО) по охране труда, инструкции по охране труда (ИОТ) для работ­ников и на отдельные виды работ на основе государственных нор­мативных правовых актов и соответствующих нормативных пра­вовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональ­ные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномо­ченные работниками представительные органы имеют право при­нимать участие в разработке и согласовании нормативных право­вых актов по охране труда.

Действующая система стандартов безопасности труда призвана решать задачи стандартизации требований безопасности труда и включения требований безопасности труда в стандарты и техни­ческие условия. По своей структуре ССБТ состоит из пяти подси­стем стандартов, которым присвоены номера: 12.0; 12.1; 12.2; 12.3;12.4.

Организационно-методические стандарты (12.0). Эти стандарты устанавливают структуру, задачи, цели, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных произ­водственных факторов, методы оценки безопасности труда.

Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных про­изводственных факторов (12.1). Эти стандарты устанавливают вид, характер действия, предельно допустимые значения, методы конт­роля, требования безопасности при работе с вредными вещества­ми. Они содержат также стандарты на общие требования по беспечению пожаро- и взрывобезопасности, электробезопасности, радиационной, вибрационной и биологической безопасности, а также требования к защите от шума, инфра- и ультразвука, элек­тромагнитных полей, вредных веществ, требования к освещению и воздушной среде.

Стандарты требований безопасности к производственному обо­рудованию (12.2). В них определены требования безопасности к конструкции оборудования в целом и его компонентам в отдель­ности, а также методы контроля выполнения требований безо­пасности.

Стандарты требований безопасности к производственным про­цессам (12.3). Они включают в себя размещение оборудования и организацию рабочих мест, режимы работы технологического обо­рудования, требования к рабочим местам и режимам труда, си­стемам управления, контроль за выполнением требований безо­пасности.

Стандарты на требования к средствам защиты работающих (12.4).Эти стандарты классифицируют средства защиты и устанавлива­ют требования безопасности к эксплуатационным, конструктив­ным и гигиеническим показателям отдельных классов и видов за­щитных устройств, а также к методам их контроля и оценки за­щиты, включая требования к вспомогательным устройствам, за­щитным и предохранительным ограждениям, блокировке, сигна­лизации, надежности и прочности, средствам защиты рук, голо­вы, органов дыхания и слуха и т.д.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)