Ярмарочные крики

Ярмарки на Руси имели большое экономическое и даже культурное значение. Со всех концов преимущественно по водным путям свозили свой товар купцы. В XV в. самой крупной была ярмарка в Казани, а с XVI в. на несколько столетий лидерство перешло к Макарьевской ярмарке рядом с монастырем святого Макария Желтоводского под Нижним Новгородом.

Не было такого купца во всей округе, кто бы не приезжал на эту ярмарку. Лавок было больше двух тысяч! После пожара в 1816 г., убыток от которого составил 2 млн р., ярмарка перебралась непосредственно под стены Нижнего Новгорода, и именно с этого периода берет начало традиция нижегородских ярмарок. Уже в тот период было занято 3668 мест!

Интересно
Еще в X в. русские купцы на ярмарках прибегали к разным приемам рекламирования своих товаров. Многие, находясь возле лавок, громко извещали о достоинствах своего товара. Создателями и опытными исполнителями устной рекламы были в то время, безусловно, коробейники, но и сами купцы, торговавшие собственным товаром, не уступали им в мастерстве.

Чтобы привлечь внимание покупателя, продавец и рассказывал о достоинствах своего товара, и пел, и даже кричал. И тут была важна громкость, в противном случае при огромном скоплении людей купца могли просто не услышать. Тем более если учесть, что в одном ряду могли кричать о своем товаре сотни купцов.

Это могли быть однословные выкрики рекламного характера. Например, «Сапоги!», «Ткани!», «Калачи!». Но в ярмарочной суете и большом шуме такие крики были малоэффективны. Поэтому купцы стали придумывать четверостишия, прибаутки и даже целые песни.

Например, такая стихотворная реклама товара торговца тканями:

Худым и плотным,
Служащим и безработным,
Плешивым и бородатым,

Волосатым и кудреватым
Я сегодня продаю…
Товар – первый класс –
Выложен здесь напоказ,
Всем на удивленье,
Всем на умиленье.
Поразительный
И пронзительный.
Что так плотен
И казист,
И форсист,
потягуч,
нелинюч.
Вота он, вота он.
В Москву-город привезен.

Здесь расписаны преимущества товара, его потребительские свойства, какой категории граждан он подходит, а также в тексте говорится о качестве. Эту рекламу можно назвать удачной и эффективной с точки зрения воздействия на адресата.

А теперь приведем пример неудачного, на наш взгляд, ярмарочного выкрика:

Оладьи, оладушки,
Для деда, для бабушки.
Для малых ребяток,
На гриву десяток.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
На нас не обижайтесь!
Пускай тухло, до гнило,
Лишь бы сердцу вашему было мило!

Начало у текста написано в положительном ключе «Оладьи, оладушки, для деда, для бабушки». Концовка же такого выкрика скорее всего отпугивала покупателей: «Пускай тухло, до гнило, лишь бы сердцу вашему было мило!»

Конечно, рекламные выкрики были часто примитивны, просты для восприятия, иногда неуместны, но чаще все же купцы старались придумать интересные тексты, чтобы они были легки для запоминания, потому как выкрики им приходилось повторять очень много раз за день.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)