Взаимосвязь исправительной педагогики с другими науками

Исправительная педагогика исследует важные социальные проблемы, которые не могут быть решены другими науками или другими отраслями педагогики. Особенности объекта, предмета и задач этой науки обусловливают ее жизненность и самостоятельность.

Исправительная педагогика, исследуя свои проблемы, получает данные, которые обогащают другие, в первую очередь педагогические, психологические и юридические науки. С другой стороны, исправительная педагогика обогащается за счет данных, полученных другими науками.

Исправительная педагогика использует основные законы, понятия и категории философии, например, диалектического и исторического материализма – о социальной обусловленности формирования личности. Имеет очень близкую связь с общей и возрастной педагогикой.

Из общей педагогики черпает знания об общих закономерностях воспитания, формах и методах воспитательной работы. Такие ее гуманистические положения, как активность личности в процессе воспитания, расширение самоуправле­ния в коллективах воспитуемых, опережающее развитие в процессе обучения, учет инди­видуальных особенностей и потребностей личности, высокий уровень требовательности к личности в процессе воспитания и многие другие являются основой, на которой формируются принципы исправительной педагогики.

Возрастная педагогика дает знания об особенностях развития и формирования личности людей разных возрастов, учитывая, что объектом исправления являются и дети, и подростки, и лица молодежного возраста, пенсионного, старческого.

Специальная педагогика дает знания, необходимые при организации воспитательной работы с осужденными, имеющими психофизиологические особенности развития

Исправительная педа­гогика теоретически осмысливает основные положения психологии и физиологии. Так, данные физиологии о пластичности нервной системы человека, возможности перестройки его внутреннего мира, законах и принципах изменения динамического стереотипа являются объективной основой принципа исправимости личности, без которого само существование данной отрасли пе­дагогики просто бессмысленно.

Например, учение И.П. Павлова о выс­шей нервной деятельности человека дает возможность понять причинную обусловленность (детерминацию) измене­ний личности под влиянием внешних и внутренних условий ее развития, сознательно управлять этими изменениями.

Интересно
Педагоги-исследователи широко используют категории, полученные результаты и методы социологии. Невозможно представить в настоящее время педагогические исследования без социологических методов, статистического анализа.

Педагогическое руководство процессом исправления осужденных рассматривается как сознательная и целенаправленная деятельность и выступает как разновидность социального управления. Поэтому закономерности и прин­ципы общей теории управления должны служить в качестве методологических источников, определяющих деятельность субъектов управления педагогическим процессом в ИУ.

У исправительной педагогики осо­бые отношения с уголовным и уго­ловно-исполнительным правом

С одной стороны, основные пе­дагоги­ческие положения находят отражение в принципах уголовно-испол­нительного права, в отдельных статьях закона, например в ст. 116 УИК, посвященной критериям и степени исправления, с другой – педагогическая практика во многом детермини­рована регламентацией ее средств, форм и методов воздействия правовыми рамками.

Права устанавливают различного рода ограничения. Поэтому исправительная педагогика должна постоянно учитывать противоречия меж­ду жесткими требованиями права и педагогической целесо­образностью и давать рекомендации по их разрешению. В свою очередь, исправительная педагогика призвана оказывать воздействие на уголовно-исполнительное право, по­стоянно предъявляя к нему требования максимальной педагогизации его конкретных норм, институтов.

Исправительная педагогика не свободна от воздействия экономики во многих ее проявлениях, так как эта сфера дея­тельности исправительных учреждений напрямую связана с трудовым воспитанием осужденных.

Для того чтобы в полной мере раскрыть воспитательные потенции труда, нужно всесторонне учесть требования экономики, как в сфере производства, так и его организации.

Взаимодействие исправительной педагогики с другими науками осуществляется в следующих формах:

  • использования основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук (например, диалектического и исторического материализма – о социальной обусловленности формирования личности; криминальной психологии – о криминогенной сущности личности преступника);
  • использования методов других наук (для теоретических исследований – методов философии; сбора фактического материала в ИУ – адаптированных методов исследования общей педагогики, исправительной психологии, социологии; обработки полученных сведений – математических методов и т. д.);
  • использования фактических данных других наук (данных уголовно-исполнительного права о количественных и качественных показателях нарушений режима отбывания наказания в ИУ – для анализа педагогических причин нарушений; данных экономики о состоянии производительного труда – для разработки методических основ стимулирования повышения производительности труда);
  • комплексного пенитенциарного правового, психологического и педагогического исследования выдвигаемых практикой проблем, когда получение фактических данных, их обработка и интерпретация производятся исходя из концепций, разработанных на стыке ряда наук.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)