Взаимосвязь исправительной педагогики с другими науками
Исправительная педагогика исследует важные социальные проблемы, которые не могут быть решены другими науками или другими отраслями педагогики. Особенности объекта, предмета и задач этой науки обусловливают ее жизненность и самостоятельность.
Исправительная педагогика использует основные законы, понятия и категории философии, например, диалектического и исторического материализма – о социальной обусловленности формирования личности. Имеет очень близкую связь с общей и возрастной педагогикой.
Из общей педагогики черпает знания об общих закономерностях воспитания, формах и методах воспитательной работы. Такие ее гуманистические положения, как активность личности в процессе воспитания, расширение самоуправления в коллективах воспитуемых, опережающее развитие в процессе обучения, учет индивидуальных особенностей и потребностей личности, высокий уровень требовательности к личности в процессе воспитания и многие другие являются основой, на которой формируются принципы исправительной педагогики.
Возрастная педагогика дает знания об особенностях развития и формирования личности людей разных возрастов, учитывая, что объектом исправления являются и дети, и подростки, и лица молодежного возраста, пенсионного, старческого.
Исправительная педагогика теоретически осмысливает основные положения психологии и физиологии. Так, данные физиологии о пластичности нервной системы человека, возможности перестройки его внутреннего мира, законах и принципах изменения динамического стереотипа являются объективной основой принципа исправимости личности, без которого само существование данной отрасли педагогики просто бессмысленно.
Например, учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека дает возможность понять причинную обусловленность (детерминацию) изменений личности под влиянием внешних и внутренних условий ее развития, сознательно управлять этими изменениями.
Педагогическое руководство процессом исправления осужденных рассматривается как сознательная и целенаправленная деятельность и выступает как разновидность социального управления. Поэтому закономерности и принципы общей теории управления должны служить в качестве методологических источников, определяющих деятельность субъектов управления педагогическим процессом в ИУ.
С одной стороны, основные педагогические положения находят отражение в принципах уголовно-исполнительного права, в отдельных статьях закона, например в ст. 116 УИК, посвященной критериям и степени исправления, с другой – педагогическая практика во многом детерминирована регламентацией ее средств, форм и методов воздействия правовыми рамками.
Права устанавливают различного рода ограничения. Поэтому исправительная педагогика должна постоянно учитывать противоречия между жесткими требованиями права и педагогической целесообразностью и давать рекомендации по их разрешению. В свою очередь, исправительная педагогика призвана оказывать воздействие на уголовно-исполнительное право, постоянно предъявляя к нему требования максимальной педагогизации его конкретных норм, институтов.
Для того чтобы в полной мере раскрыть воспитательные потенции труда, нужно всесторонне учесть требования экономики, как в сфере производства, так и его организации.
Взаимодействие исправительной педагогики с другими науками осуществляется в следующих формах:
- использования основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук (например, диалектического и исторического материализма – о социальной обусловленности формирования личности; криминальной психологии – о криминогенной сущности личности преступника);
- использования методов других наук (для теоретических исследований – методов философии; сбора фактического материала в ИУ – адаптированных методов исследования общей педагогики, исправительной психологии, социологии; обработки полученных сведений – математических методов и т. д.);
- использования фактических данных других наук (данных уголовно-исполнительного права о количественных и качественных показателях нарушений режима отбывания наказания в ИУ – для анализа педагогических причин нарушений; данных экономики о состоянии производительного труда – для разработки методических основ стимулирования повышения производительности труда);
- комплексного пенитенциарного правового, психологического и педагогического исследования выдвигаемых практикой проблем, когда получение фактических данных, их обработка и интерпретация производятся исходя из концепций, разработанных на стыке ряда наук.
- Самодеятельные организации как орган самоуправления коллектива осужденных
- Структура самодеятельных организаций осужденных
- Цели и принципы работы самодеятельных организаций осужденных
- Становление и развитие самодеятельных организаций осужденных
- Общественно полезная активность как условие и критерий исправления осужденных
- Организация информационного потока на сознание осужденных
- Методические основы изучения неформальных групп осужденных
- Материальная база воспитательной работы с осужденными
- Воспитательная работа с первичными коллективами осужденных
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу