Беседа по разбору правонарушений

По факту каждого допущенного правонарушения начальник отряда обязан провести с осужденным беседу. В процессе этой беседы необходимо установить причину происшедшего и определить степень его вины. Это имеет большое значение для принятия решений: о наказании осужденного в дисциплинарном порядке, виде и размере наказания либо ограничения проведенной беседой.

Первоначально необходимо установить причины совершения правонарушения, которые явились внешним (объективным) побудителем к действию

Следует отметить, что осужденные нередко скрывают истинные причины правонарушений, стремясь уменьшить степень своей вины или укрыть других виновных лиц. В этом случае выяснить истинные причины помогают объяснения очевидцев и других осведомленных лиц.

Установление причин имеет значение не только для установления вины правонарушителя, но и для успешной деятельности администрации. Путем их классификации и анализа появляется возможность прогнозирования негативных ситуаций или явлений.

Внутренним побудителем являются мотивы. В местах лишения свободы распространены следующие мотивы совершения правонарушений осужденными: корысть, месть, зависть, обида, враждебное отношение к администрации и вставшим на путь исправления осужденным, пренебрежение человеческими ценностями, черствость, жестокость, стремление избежать опасности, желание что-либо скрыть, стремление к комфорту. Реже могут иметь место такие мотивы, как чувство справедливости, желание помочь другому, забота о ближнем.

Иногда бывает довольно сложно определить мотив правонарушения (например, хранение запрещенных предметов, самовольный выход за пределы локального участка), тем более, если мотив осознанно скрывается правонарушителем или не осознается им.

В этом случае можно задать следующие вопросы: какую цель вы преследовали, совершая правонарушение; какие чувства испытывали; чего хотели добиться; как можете объяснить свои действия; что могут думать другие по поводу этих действий; анализ ответов на подобные вопросы поможет установить мотивы правонарушения.

Следует знать, что чаще поведением человека движет несколько мотивов, один из которых является главенствующим.

Интересно
В случае очевидности вины в совершении дисциплинарного проступка важно определить не столько ее степень, которая может варьироваться от упрямого его отрицания осужденным до полного признания и раскаяния, а чтобы осужденный правильно воспринял свою виновность как ответственность перед обществом и конкретными людьми, испытал внутренний стыд и угрызения совести.

Итогом беседы по разбору правонарушений является формирование у осужденного решимости не допускать правонарушений впредь. С этой целью следует дополнительно разъяснить положения ст. 90, 91 УК Республики Беларусь, ст. 112, 113, 116, 117 УИК Республики Беларусь.

Осужденным, в отношении которых принято решение ограничиться воспитательной беседой, следует разъяснить, что при повторном нарушении к ним будут применены меры дисциплинарного воздействия, и это негативно скажется на возможности их УДО, замены неотбытой части наказания более мягким (ЗНЧНБМ), они не смогут быть представлены к помилованию или амнистированы.

Имеющих дисциплинарные взыскания следует предупредить о применении при повторных нарушениях более строгих мер взыскания, возможности считаться злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания со всеми вытекающими последствиями (ограничение в отоваривании, перевод в ПКТ, запираемые помещения).

Важно указать осужденному на то, что при систематическом нарушении он может быть переведен на тюремный режим или привлечен к уголовной ответственности по ст. 410, 411 УК Республики Беларусь. Осужденного нужно убедить в том, что совершенным правонарушением он в конечном итоге приносит вред себе и своим близким, что разрешение всех личных проблем возможно правомерным способом, что по мере совершения других правонарушений режим отбывания наказания ужесточается и отношение администрации к нему становится все хуже. Целесообразно также предупредить, что о его поведении может быть сообщено родственникам и близким.

Интересно
В соответствии с методическими рекомендациями по организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, содержание индивидуальных воспитательных бесед и их восприятие осужденным кратко отражаются в тетрадях ИВР.

Практика показывает на возникающие трудности по грамотному оформлению воспитательных бесед, что затрудняет контроль проводимой с осужденным воспитательной работы и может нарушать целостность и системность исправительного процесса при переводе осужденного в другой отряд или другое ИУ. Формирующие беседы и беседы, мотивирующие полезную активность, проводятся не реже одного раза в три месяца.

Беседа должна иметь следующую структуру:

  1. Название индивидуально-воспитательной беседы.
  2. Краткое содержание беседы и отношение к ней осужденного.
  3. Вывод или результат беседы.

Обязательно следует указывать дату, а также должность, фамилию и подпись проводившего беседу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)