Воспитательная работа как средство исправления осужденных

Воспитательная работа как профессиональная деятельность сотрудников ИУ является важным средством исправления осужденных.

Именно воспитательная работа является специально организованной деятельностью воспитателей, сотрудников, администрации, прямо направленной на достижение цели исправления и обеспечивает сопровож­дение других средств исправления.

Воспитательная работа направлена на формирование честного отношения к труду, точное исполнение законов, повышение сознательности и культурного уровня, развитие полезной инициативы и т. д.

Все эти качества формируются лишь в процессе непосредственного участия осужденных в труде, учебе, общественной жизни колонии, в общении в группах, коллективах, общении с администрацией, воспитателями, представителями трудовых коллективов, общественных организаций, родными и близкими.

Традиционно в пенитенциарной науке и практике под воспитательной работой с осужденными принято понимать планомерную, основанную на педагогических принципах, формах и методах деятельность работников ИУ, представителей государственных органов и общественных организаций, направленную на достижение целей исправления осужденных и обеспечения их поведения в соответствии с установленным порядком отбывания наказания.

Воспитательная работа представляет собой систему воспитательных воздействий на осужденных, направленных на формирование нравственно-психологической атмосферы в их среде и законопослушной личности. Систему воспитательной работы образуют основные ее направления, принципы исправления осужденных, методы и формы воспитательной работы.

Наряду с воспитательным воздействием в системе воспитатель – воспитуемый обеспечивается воспитательное воздействие посредством организации условий содержания и жизнедеятельности осужденных.

Основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  • преодоление криминогенных склонностей личности осужденных, формирование правосознания, социальных навыков и умений, необходимых для их положительной адаптации в обществе и правопослушного образа жизни после освобождения от отбывания наказания;
  • обеспечение добросовестного отношения осужденных к труду, сознательного включения их в иные виды полезной деятельности – общеобразовательное и культурно-гуманитарное обучение, профессиональную подготовку, общественную работу в составе самодеятельных организаций осужденных;
  • укрепление дисциплины среди осужденных, формирование готовности к неукоснительному выполнению законных требований сотрудников ИУ и уважительного отношения к ним;
  • поддержание социально полезных связей осужденных в период отбывания наказания и оказание им помощи в подготовке к освобождению;
  • искоренение среди осужденных традиций и обычаев, противоречащих правовым и моральным нормам, формирование нравственно здоровой социально-психологической атмосферы в их среде.

Основные направления воспитательной работы призваны обеспечить комплексное формирование социальных установок, жизненных планов, моральных качеств, знаний, навыков и умений осужденных, которые определяют готовность личности к правопослушному поведению и положительной адаптации в обществе.

В содержание воспитательной работы входят:

  1. Правовое воспитание, которое нацелено на преодоление дефектов правосознания, формирование знаний о правовых нормах поведения и правомерных способах решения жизненных задач, убеждений в необходимости соблюдать законодательство, уважительного отношения к правам и законным интересам людей, другим социальным ценностям, защищаемым нормами права.
  2. Нравственное и духовное воспитание, которое направлено на преодоление аморальных влечений и привычек у осужденных, формирование нравственных ценностей, веры в духовные идеалы и положительную жизненную перспективу, развитие моральных качеств, самосознания и самоконтроля, умения понимать переживания и поступки других людей.
  3. Трудовое воспитание, предусматривающее формирование и укрепление, на основе включения в производительный труд и профессиональное обучение, добросовестного отношения и готовности к систематическому труду, стремления к занятию общественно полезной деятельностью, освоение правомерных способов материального обеспечения жизни.
  4. Эстетическое воспитание, которое предусматривает привитие осужденным эстетических вкусов, содержащих оценку социальных явлений и предметной среды, формирование личной культуры поведения; вовлечение осужденных в эстетическое благоустройство помещений и территорий ИУ.
  5. Санитарно-гигиеническое и физическое воспитание, предусматривающее освоение знаний о здоровом образе жизни, формирование потребности и привычки соблюдать личную гигиену, включение в занятия физкультурой и спортивно-массовые мероприятия.

Основные направления воспитательной работы определяют содержание воспитательного воздействия. Оно подчинено соответствующим психолого-педагогическим целям формирования соответствующих взглядов и убеждений, ценностных ориентаций и отношений, мотивов и стремлений, социальных умений и привычек, мотивации и волевой активности, а также общественного мнения умонастроений и традиций в среде осужденных.

Основные направления определяют психологические цели формирования готовности к соблюдению порядка отбывания наказания и готовности к правопослушному образу жизни в основных сферах жизнедеятельности человека в обществе.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом личности осужденного, вида учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Воспитательная работа с осужденными организуется и осуществляется соответствующим заместителем начальника ИУ, а также сотрудниками отдела исправительного процесса.

Непосредственным субъектом организации воспитательной работы в отряде осужденных, является начальник отряда

Деятельность непосредственных воспитателей осужденных, по существу, направлена на комплексную реализацию основных средств, форм и методов исправления и перевоспитания, организацию воспитательного процесса в ИУ. Однако это не означает, что сфера воспитательной работы ограничивается только деятельностью этой категории сотрудников.

Педагогическая деятельность ИУ предполагает широкое участие сотрудников всех отделов и служб в непосредственной работе с осужденными, которое выражается в проведении индивидуальной воспитательной работы с отдельными категориями осужденных; руководстве секциями самодеятельных организаций отряда, колонии, проведении спортивно-массовых мероприятий; участие в работе методических советов, советов воспитателей отрядов осужденных и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)