Взаимодействие цены, спроса, предложения

Спрос и предложение являются основными категориями не только ценообразования, но и рыночной экономики. Спрос в конечном счете определяет цены на товары. Спросом можно назвать желание и возможность потребителя приобрести товар в определенное время в определенном месте. Количество товаров, которое покупатель готов приобрести в данных условиях в определенный промежуток времени, называется объемом спроса.

Величина спроса зависит от многих факторов, в числе которых: потребность покупателя в товаре, его доход и покупательная способность, цены товара и товара-заменителя и т.д.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть продано по этой цене, устанавливается определенное соотношение: чем ниже цена товара, тем больше объем продаж. Эту взаимосвязь представляют либо в виде таблицы (шкала спроса), либо в виде графика (кривая спроса). Снижение цены при прочих равных условиях увеличивает объем спроса (количество проданного товара).

Однако при постоянной цене спрос будет зависеть от изменения других факторов (неценовых), которые в данном случае будут объективными (при этом кривая спроса будет смещаться влево или вправо, и в этом случае говорят об изменении спроса).

В числе неценовых факторов, влияющих на изменение спроса, основными являются следующие:

  1. Цены взаимосвязанных товаров. К таким товарам относятся взаимозаменяемые товары – товары-субституты (когда увеличение цены одного товара влечет за собой рост спроса на другой товар) и взаимодополняемые товары – товары-комплементы (когда увеличение цены одного товара вызывает снижение спроса на другой товар).
  2. Уровень доходов покупателей. Если увеличение доходов повышает спрос на товары, такие товары называются нормальными (полноценными), если снижает – речь идет о низших (малоценных) товарах, которым покупатели предпочитают аналогичные лучшего качества и более удобные.
  3. Потребительские ожидания. Будущее повышение цен, увеличение доходов, ожидание дефицита товаров увеличивают спрос в данный период времени; ожидание снижения доходов, появление товаров-заменителей, организация распродаж товаров – напротив, сокращают текущий спрос.
  4. Количество потребителей. Как правило, спрос на любой товар при всякой цене растет с увеличением числа покупателей, и наоборот.
  5. Вкусы и предпочтения покупателей. Этот фактор может изменять спрос в любую сторону.

При установлении рыночной цены не менее важную роль играет и предложение. Предложение – желание и возможность продавца продать товар в определенное время в определенном месте. Количество товаров, которое продавец готов продать в данных условиях, называется объемом предложения.

Величина предложения также зависит от многих факторов, основными из которых являются цена товара и цены товаров-конкурентов, уровень производства, издержки производства, налоги и дотации, количество продавцов и т.д.

Между ценой товара и тем его количеством, которое может быть предложено по этой цене, устанавливается, как и в предыдущем случае, определенное соотношение, которое представляется либо в виде таблицы (шкала предложения), либо в виде графика (кривая предложения). Оно означает, что при увеличении цены объем предложения (количество предлагаемого товара) увеличивается: продавец, стараясь продать как можно больше товара, стремится извлечь наибольшую прибыль.

При постоянной цене на предложение влияют следующие основные (неценовые) факторы (при этом происходит смещение кривой предложения влево или вправо):

  1. Издержки производства продукции. Снижение издержек (дотации на закупку сырья, материалов, совершенствование технологии производства, льготное налогообложение и т.п.) приводит к увеличению объема выпускаемой продукции и, как следствие, – к увеличению предложения.
  2. Цены на другие товары. К товарам, влияющим на предлагаемые, относятся товары-конкуренты (снижение цены товара увеличивает предложение товара-конкурента, и наоборот) и товары, производимые «совместно» (здесь увеличение цены одного из товаров увеличивает предложение другого).
  3. Количество продавцов. Увеличение числа продавцов приводит к увеличению предложения.

Наложение кривых спроса и предложения одного и того же товара позволяет определить равновесную точку, соответствующую равенству объемов предложений и продаж (ей соответствует равновесная цена, по которой предлагаются и продаются одинаковое количество товара).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)