Выбор форм и методов закупок

При организации закупочной деятельности необходимо определить форму закупки предприятием материальных ресурсов.

Различают две формы закупки материальных ресурсов:

  • транзитная форма – когда материальные ресурсы поступают непосредственно со склада поставщика на склад предприятия потребителя;
  • складская форма – когда материальные ресурсы поступают на предприятие-потребитель через промежуточный склад.

Выбор данных форм является оптимизационной задачей и требует применения определенных методов. На практике используются различные методы выбора формы закупки. Предпочтительными являются методы, базирующиеся на сравнении затрат, имеющих место при выборе той или иной формы закупки.

Общая сумма затрат Итранз(скл) может быть определена по формуле:

Итранз(скл) = Иопл + Итр.-заг + Иуслуг + Изап + Ихран + Икап.вл + Ипр,

  • где Иопл – затраты на оплату закупаемых материальных ресурсов;
  • Итр.-заг – транспортно-заготовительные расходы;
  • Иуслуг – оплата услуг посреднических организаций;
  • Изап – издержки, связанные с иммобилизацией средств в запасы;
  • Ихран – издержки по хранению материалов на складах;
  • Икап.вл – затраты, связанные с капитальными вложениями в товаропроводящую сеть;
  • Ипроч – прочие затраты.

Применение данного метода на практике осложняется тем, что подсчитать указанные затраты по каждому материальному ресурсу достаточно проблематично. Более простым и самым распространенным на практике является метод выбора формы поставок закупленных ресурсов, предполагающий сравнение объемов закупок с существующими транзитными нормами отгрузки.

Под транзитной нормой отгрузки понимают минимальное количество груза, которое может быть отправлено по железной дороге в один адрес с взиманием минимального тарифа за перевозку. Обычно транзитные нормы соответствуют грузоподъемности четырехосного вагона. Этот метод сложился еще в условиях административной экономики и не требует особых вычислений.

Руководствуются обычно следующим:

  • если Озак.год < Нтранз, необходима складская форма поставок;
  • если Озак.год ≥ 4Нтранз, целесообразна транзитная форма поставок.

Таким образом, если годовой объем закупки (Озак.год) меньше одной транзитной нормы (Нтранз), то потребитель устанавливает связи с близко расположенной торговой организацией, у которой закупает материальные ресурсы небольшими партиями.

Если же годовой объем закупки равен или превышает 4 транзитные нормы, то предпочтение отдается транзитной форме поставок, т.е. связи устанавливаются непосредственно с изготовителем, который и организует поставку материальных ресурсов без посредников крупными партиями, а перевозки осуществляются обычно по железной дороге.

В условиях, когда годовой объем закупки находится в пределах от одной до четырех транзитных норм, предпочтение отдается складской форме поставок, хотя может применяться и транзитная форма.

Следует заметить, что рассмотренный метод является достаточно обоснованным, хотя и не предусматривает подсчета затрат на осуществление закупки. Дело в том, что данный метод базируется на обобщении сложившейся практики и отражает закономерности, складывающиеся во взаимоотношениях между изготовителями и потребителями продукции.

Метод отвечает требованиям закона Парето, в соответствии с которым для удовлетворения многочисленных запросов мелких потребителей требуется всего 15-20% производимого объема продукции, остальное потребляют крупные потребители, доля которых в общем их количестве не превышает 15-20%.

Методы осуществления закупок материальных ресурсов обосновывают и выбирают в зависимости от:

  • сложности выпускаемой продукции,
  • состава комплектующих изделий и материалов.

Основные методы закупок материальных ресурсов, применяемые на предприятии, включают в себя:

  • оптовые закупки (закупка товара одной партией);
  •  регулярные закупки мелкими партиями;
  • закупки по мере необходимости;
  • различные комбинации перечисленных методов.

У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки.

Рассмотрим наиболее часто используемые методы. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Таким способом могут закупаться товары, потребность в которых возникает непредвиденно и которые не требуют длительного хранения. Они закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению.

Преимущества этого способа закупки:

  • простота оформления документов,
  • гарантия поставки всей партии,
  • повышенные торговые скидки.

Недостатки этого способа закупки:

  • большая потребность в складских помещениях,
  • замедление оборачиваемости капитала.

2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода в соответствии с графиком потребности в них производства на тот или иной период.

Преимущества данного метода таковы:

  • ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий;
  • достигается экономия площади складских помещений;
  • сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку.

Недостатки этого способа закупки:

  • вероятность заказа избыточного количества товаров;
  • необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.

В целях упрощения процедуры оформления заказов и снижения накладных расходов применяются групповые поставки нескольких видов родственных товаров, приобретаемых и мелкими партиями. В этих же целях фирмы стали использовать автоматизированную систему компьютерной связи.

3. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

  • количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
  • поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
  • оплачивается только поставленное количество товара;
  • по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества данного метода:

  • отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров,
  • ускорение оборота капитала,
  • минимум работы по оформлению документов.

Разновидностью данных методов являются:

  •  ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают в себя следующие сведения:полный перечень товаров;количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок;
  • закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков.

Недостаток данного метода состоит в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, с мелкими размерами заказов и с неизбежностью множества поставщиков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)