Введение в проблему заикания

Изучение проблем заикания в отечественной коррекционной педагогике неразрывно связано с именем Федора Андреевича Рау – основоположника логопедии в России.

Заикание, хоть и является одной из центральных проблем логопедии, но изучается ею на ряду с другими речевыми нарушениями, обладает яркими феноменологическими признаками в отличие от других речевых нарушений.

Не только по симптоматике, механизмам и причинам возникновения заикание отличается от других форм речевой патологии, но, прежде всего, по нестабильности своего проявления (то есть заикающийся любого возраста может то заикаться, то говорить плавно).

Эта нестабильность проявления заикания связана с рядом обстоятельств, а точнее, напрямую связана с разнообразными условиями речевого общения с другими людьми, в частности, – от степени публичности (когда заикающийся говорит с большим количеством людей, с группой).

Часто заикающимся трудно говорить с малознакомыми людьми. Проявление заикания также зависит от статуса собеседника (трудно говорить с учителями, воспитателями), возраста (трудно говорить со старшими людьми), от пола.

Имеет значение речь, обращенная к животным (общение с животными обычно не составляет для заикающихся проблем).

Находится ли заикающийся в одиночестве, учит ли уроки или декламирует стихи – речь в этом случае спонтанно нормализуется и не проявляется запинок. Важно, о чём говорит заикающийся, как строит своё высказывание. Степень самостоятельности и спонтанности высказывания.

Для заикающихся несложно произносить автоматизированные ряды (счёт, дни недели, месяцы). Заикающимся всегда легко петь.

Заикающимся легче произносить заученный наизусть стихотворный текст, чем новый текст, который нужно прочитать, запомнить, воспроизвести. Им легко даётся хоровое проговаривание. Отраженная речь, требующая повторения, не вызывает нарушений плавности.

Как правило, если заикающийся заучивает роль, то она ему дается без нарушения плавности. Заикающиеся актеры на сцене не заикаются. Дети, разговаривая с игрушками и куклами – не заикаются.

Более сложная – вопросно-ответная форма диалога и пересказ страдают больше. Вызывает трудности – рассказ на заданную тему. Ещё сложнее – рассказ на свободную тему или свободный монолог/диалог.

Известные личности, страдающие заиканием:

  • Демосфен (публицист, оратор Древней Греции);
  • Мерлин Монро;
  • Уинстон Черчилль;
  • Брюс Уиллис;
  • Льюис Кэрролл (автор «Алиса в стране чудес»);
  • Николай Бурляев (советский артист);
  • Фаина Раневская;
  • Борис Хмельницкий;
  • Сергей Бодров (сценарист).

Иван Алексеевич Сикорский «Феномен Димосфена» (1889 год, «О заикании»). Первый в России труд по логопедии и он посвящен заиканию. Заикание – одна из первых проблем, изучавшаяся логопедией.

Методы борьбы с заиканием Демосфена:

  • Дидактические упражнения (речь с камушками во рту, декламирование на ходу, речь на одном выдохе).
  • Психологические упражнения (уходил в пещеру, ограничивал речевое общение, сбивал свой стереотип – режим молчания, немая артикуляция, продумывал тексты в уме, программируя свою речь, подражал актерам мимикой, жестами).

Феноменом заикания является понимание о сугубо психологическом коммуникативном нарушении.

В 1929-ом году один из основоположников изучения заикания, врач-психиатр Григорий Данилович Неткачев, говорило заикании как о психоневрозе, о том, что нарушение плавности речи, спровоцированное судорожностью в мышцах речевого аппарата, вызвана особыми психическими состояниями, ярко проявляющимися в подростковом возрасте (состояниями страха, неуверенности в себе, повышенной мнительности, беспокойства, тревоги, стыда за свою речевую неполноценность, гнева, раздражения и т.д.).

Г.Д. Неткачев первый сказал о наличии логофобий (навязчивого страха за исход собственной речи, навязчивая боязнь говорить).

Его ученик Андрей Григорьевич Тартаковский говорил о заикании, как о неврозе речи. На современном этапе заикание иногда называют логоневрозом. Есть и другие логоневрозы – функциональная дисфония, афония, мутизм. Сам А.Г. Тартаковский был также заикающийся, вылечился и стал автором многих исследований в области заикания. Выступал под псевдонимом «Упрямый», стал автором метода коллективной психотерапии заикающихся.

Эрих Фрёшельс – автор публикации «Заикание или ассоциативная афазия» (начало XX века). В этой работе он говорит о речевой судорожности, её видах, и указывает на то, что судорожные спазмы в мышцах речевого аппарата могут быть как клоническими, так и тоническими.

То есть если пациент говорит «п-п-п-папа» – это пример клонической судороги (повторение буквы, слога, слова, словосочетания); тоническое повторение – длительное застревание на одном моменте «…к…укушка» или застревание с открытым ртом.

Достижение Ивана Алексеевича Сикорского – понимание о заикании, как о судорожном состоянии, которое нарушает непрерывность и плавность речи. Наличие судорожных спазмов происходит в разных отделах речевого аппарата (артикуляционном, голосовом, дыхательном). Нарушает координацию деятельности этих трёх систем. И.А. Сикорский предлагает классификацию типов речевых судорог по их локализации (дыхательном, голосовом и артикуляционном аппаратах).

В 1933-ем году отечественными логопедами – Еленой Федоровной Рау, Натальей Александровной Власовой при поддержке Федора Андреевича Рау, который с 1920-ого по 1940-ой годы был заведующим кафедрой сурдопедагогики и логопедии 2-ого МГУ, была проведена работа по подготовке первых дефектологов и логопедов Москвы. Другие педагоги и клиницисты (Хватцев М.Е., Гиляровский В.А., Правдина О.В., Ляпидевский С.С. и др.) были авторами клинико-педагогической классификации речевых нарушений.

Они также являлись организаторами первых коррекционных учреждений для лиц, страдающих нарушениями слуха и речи, первых детских садов для глухих детей. Елена Федоровна Рау стала организатором первых ясель для детей с нарушением слуха (начало 30-ых годов) на базе Института педиатрии. Ею написана методика для занятий с заикающимися детьми.

Наталья Александровна Власова стала организатором первых дошкольных учреждений на базе неврологической больницы г. Москвы – это был новый подход к устранению заикания у детишек.

В настоящее время существует школа-интернат №96 – для заикающихся, Центр патологии речи и нейрореабилитации Виктора Марковича Шкловского – отделения для заикающихся разного возраста, а также психоневрологические диспансеры.

Организованы коммерческие центры помощи заикающимся: центр «Орлилия» (методика Л.З. Арутюнян), «Логопед +», «центр Елены Рау» и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)