Вспомогательные принципы государственной службы

В своей повседневной деятельности государственные служащие руководствуются не только теми 17 принципами, о которых шла речь, но и вспомогательными, разбросанными по другим законам и инструкциям.

В этом параграфе будут даны только наиболее встречающиеся, в том числе:

  • принцип оптимизации государственного управления, который заключается в совершенствовании управляемой и управляющей подсистем;
  • принцип разумной управляемости, согласно которому обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей;
  • принцип делегирования полномочий, когда руководитель или вышестоящий орган передает часть своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия;
  • принцип соответствия, который имеет две стороны: с одной — работник должен соответствовать должности, с другой — получаемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя;
  • принцип автоматического замещения отсутствующего, при котором отсутствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально;
  • принцип первого руководителя, заключающийся в том, что контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, так как только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса;
  • принцип единоначалия, при котором подчиненные должны
    получать приказания только от одного начальника;
  • принцип эффективности организационной структуры, состоящий в том, что она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов;
  • принцип единства доверия и проверки, сформулированный в поговорке: «Доверяй, но поверяй!»;
  • принцип допустимости ошибки, который предусматривает правило: «Исполнитель имеет право на ошибку!», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку;
  • принцип основного звена предполагает, что не следует размениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе.

Таким образом, на смену обычным стихийным регуляторам социальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде государственных нормативов, которые направляют события в нужное для людей русло. Основные социальные процессы в современном обществе регулируются главным образом государством и его государственной (гражданской) службой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)