Вопросы деполитизации и департизации гражданской службы

Может ли гражданская служба (административная власть) в сфере государственного управления быть деполитизированной? Очевидно, что не может.

Иначе она утратит свою политическую специфику и будет ни на что не годна. В прошлом, до формирования гражданского общества, подобные теории в условиях классового антагонизма вполне очевидно были призваны оправдывать классовое согласие.

Интересно
В настоящем, при сложившемся гражданском обществе в развитых странах или складывающемся в постсоциалистических странах, эти теории также деструктивны, поскольку объективно направлены на дезорганизацию государственного управления.

Нужно отметить, что в прошлых законах (например, «Об основах государственной службы Российской Федерации», 1995 г.) требование деполитизации государственной службы не получило отражения, что соответствовало объективным тенденциям в этой сфере социальной деятельности.

Здесь в гл. II, ст. 5 в числе основных принципов зафиксировано лишь требование «внепартийности государственной службы», что предполагало недопустимость партийных пристрастий в деятельности государственной администрации. Думается, что данное, в принципе очень правильное, но и очень общее положение требовало дополнительного нормативного регулирования.

В Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г., утвердившем «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», также подчеркивается необходимость «соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений».

К сожалению, в принятых Федеральных законах «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ» никаких норм по этому вопросу не было предложено. Конкретизации принципа «внепартийности» и «политической нейтральности» пока не произошло, хотя практика государственного управления постоянно требует большей определенности в данном деле.

Конечно, департизация является элементом деполитизации, но не исчерпывает ее. Гражданская служба должна быть департизированной, но, как необходимая составная часть главной политической организации общества — государства, она не может быть деполитизированной.

Наряду с прочим в деятельности гражданских служащих нередко проявляется и такая форма адаптации к окружающим социальным изменениям, как конформизм. Что это такое?

Конформизм в гражданской службе (от позднелат. conformism — подобный, сходный) — это позиция гражданского служащего, характеризующаяся податливостью, приспособленчеством, безоговорочным механистическим восприятием определенной системы идей, установок и следующих за ними стереотипных действий и поступков.

Конформизм является следствием отсутствия собственной позиции, беспринципности, подражания, неосмысленного следования за большинством и т.д. К сожалению, это качество довольно широко распространено в нынешней гражданской службе.

Уже говорилось, что государственные органы, и в частности административный аппарат, должны перейти на компьютерные технологии.

Они выведут, если и не всех, то большую часть государственных служащих на основу основ управления — на принятие, пускай и вторичных (подзаконных), государственных решений. Именно это позволит сделать гражданскую службу более действенной, надежной и результативной.

Административный аппарат будет не только готовить и выполнять государственные решения, но и в значительной мере их принимать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)