Оптимизация взаимодействия гражданского общества и государства

После избрания в 2000 г. в России нового президента — В.В. Путина федеральная государственная власть пытается избавиться от коррупции в сфере принятия экономических решений. Был провозглашен принцип «равноудаленности» олигархов и призыв к построению гражданского общества.

Руководство страны перестала устраивать система, при которой лишь отдельные бизнесмены имели возможность влиять на принятие решений в экономической сфере. Несмотря на мощный лоббистский ресурс ряда финансово-промышленных групп, манипулировать Государственной Думой им уже не удается.

Сегодня федеральная законодательная власть ориентирована на поддержку президента. В регионах также укрепляется вертикаль власти.

Созданы подконтрольные президенту федеральные округа, которые обеспечивают независимость региональной экономической политики от отдельных представителей бизнеса.

Необходимость решения лоббистских задач потребовала от политиков и бизнесменов формирования собственных научно-аналитических, информационных и экспертных организаций, независимых от государства.

Информационные сети, созданные ими для сбора и обобщения полезной информации, включают компьютерные базы и банки данных, постоянное взаимодействие со средствами массовой информации, а также достаточно широкий круг информаторов из различных министерств и ведомств, которые дают крайне ценную опережающую информацию.

Помимо сферы политики и бизнеса лоббизм все шире и энергичнее начинает использоваться государственными органами. В частности, почти во всех федеральных органах исполнительной власти созданы лоббистские подразделения, которые представляют их интересы в законодательных органах.

Например, в составе администрации президента есть два подразделения, представляющих интересы президента в Государственной Думе и в Совете Федерации. Аналогичные подразделения имеются в аппарате правительства, а также во многих федеральных министерствах и ведомствах.

Называются они обычно представительствами, отделами, управлениями, департаментами «по связям» с Федеральным Собранием, другими государственными органами и т.д.

Интересно
Для руководителей представительств министерств и ведомств в Федеральном Собрании правительством учреждены особые должности — «статс-секретарей», на которые назначаются обычно первые заместители руководителей министерств и ведомств.

В настоящее время обсуждается вопрос о возможности и формах создания лоббистских групп при Федеральном Собрании и субъектами Федерации.

К числу своеобразных легитимных групп давления относятся также различные советы, комитеты, комиссии, ассоциации и т.д., которые создаются при органах всех ветвей и уровней государственного управления. Особенно они распространены в системе исполнительной власти.

Например, при федеральных министерствах и ведомствах имеется по десятку и более таких групп (научные советы и их секции, экспертные советы, комиссии по трудовым спорам и др.).

Формируются и функционируют они обычно на основе каких-либо государственных нормативных актов, но главными действующими лицами в них являются «общественники» (ученые, управленцы-практики и т.д.), работающие на общественных началах.

Если использовать выше рассмотренную типологию, то перечисленные государственные и полугосударственные политические, предпринимательские и другие лоббистские структуры следует отнести к первому типу, т.е. «внутренним» лоббистам. Они и в России являются самыми многочисленными и самыми влиятельными.

Есть в стране и лоббисты-добровольцы, отстаивающие интересы различных мало или плохо организованных социальных групп (например, таких групп интересов, как солдатские матери, ветераныафганцы, пенсионеры, обманутые вкладчики и др.). Но их влияние на государственные органы, как и в других странах, незначительно.

Что касается лоббистов-контрактников («наемников»), то здесь все упирается в отсутствии правовой базы. Вместе с тем в Государственной Думе уже с 1995 г. лежит без движения проект закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти».

Аналогичная судьба и у проекта закона «О взаимодействии объединений товаропроизводителей с органами государственной власти». Конечно, если они будут приняты, то группы давления, формирующиеся на контрактной основе, станут и у нас реальностью.

Конечно, разработка законодательства, регулирующего лоббизм, в большей степени интересна для представителей российского мелкого и среднего истеблишмента, т.е. политического и делового мира, связанного с социальными и дотационными сферами.

Наверно, этим и объясняется тот факт, что рассматриваемые законопроекты не получали поддержки со стороны влиятельных политических партий, крупного бизнеса и государственных органов исполнительной власти.

Среди нелегитимных групп давления наиболее многочисленны и влиятельны в России криминальные группы, использующие подкуп и шантаж.

Формы подкупа государственных работников могут быть различными: одноразовые взятки, ежемесячные выплаты, подарки, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.

Шантаж также может осуществляться по-разному: угроза карьере, личному и семейному благополучию, физической расправы с работником или членами его семьи и др. Деятельность криминальных групп давления служит основой для возникновения в государственном управлении коррупции и мафиозных структур.

Коррупция первоначально являлась следствием главным образом теневой экономики и социального расслоения российского общества. Но теперь она нередко поддерживается и легальным бизнесом. В этом случае сказываются падение нравов и деградация общественно-политической жизни в стране.

Помимо криминальных среди нелегитимных групп давления имеется также некоторое количество и некриминальных. Они обычно плохо организационно оформлены, действуют спонтанно и импульсивно, имеют преимущественно местный характер, выступают за решение каких-либо частных вопросов.

Например, различные «инициативные группы» могут бороться за улучшение в данном городе энергоснабжения, транспортного обслуживания, обеспечение водой, хлебобулочными изделиями, керосином и т.д.

Интересно
Таким образом, при всех недостатках сложившийся механизм лоббистской деятельности российских политиков, предпринимателей, государственных органов исполнительной власти, различных окологосударственных структур уже действует.

Хотя и нет закона, который бы упорядочивал деятельность всех этих групп, реальная практика лоббирования уже есть. Она осуществляется многочисленными лоббистскими структурами, которые достаточно успешно решают свои задачи в органах государственной власти.

Лоббизм как управленческий феномен в России уже сложился. Задача состоит в том, чтобы его легальные формы поставить на правовую основу, а против нелегальных криминальных форм усилить правовую борьбу.

Все сказанное позволяет заключить, что гражданское общество в России пока что находится в процессе формирования.

По мере становления оно начинает все более активно заявлять о себе, что выражается, с одной стороны, в различных оппозиционных социальных акциях организованных групп интересов против современнойгосуд арственной власти, а с другой — в явном стремлении большинства из этих групп к конструктивному сотрудничеству с государственными органами всех ветвей и уровней власти, для чего широко создаются и используются различные группы давления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)