Группы давления как форма социального лоббизма

Для того чтобы провести («пробить», «продавить») через государственные органы намерения организованных групп интересов, стали использовать достаточно мобильные объединения.

Группы давления — это создаваемые организованными группами интересов небольшие управленческие структуры для представления и защиты их интересов в органах государственной власти. В последнее время эти группы все чаще называют «лоббистскими группами», в связи с чем сам процесс давления именуют «лоббированием».

Слово «лобби» (от англ. lobby — крытая, прогулочная площадка, коридор) в Средние века употреблялось для обозначения прогулочной площадки в монастыре.

В конце XVI в. так стали называть помещение для прогулок в английском парламенте. А в конце XVIII в. термином «лоббирование» начали обозначать покупку голосов за деньги в коридорах американского конгресса. Сейчас «лобби» — это группы давления, создаваемые организованными группами интересов для представления их в государственных органах, для влияния на государственную политику в их пользу.

Данные группы давления (или лобби) выступают посредниками между гражданским обществом (организованным по интересам населением) и государством, отстаивают интересы организованных групп населения в государственных органах.

Каковы основные функции групп давления? В разных источниках на данный вопрос даются различные ответы.

Но если выделить главное, то можно назвать пять таких функций:

  • группы давления передают настроения и требования населения должностным лицам государственных органов;
  • влияют на законодательный процесс, причем не только критикой или поддержкой предлагаемых законопроектов, но часто и прямым участием в разработке и «проталкивании» тех или иных законов;
  • содействуют подбору экспертов и специалистов для государственных органов, стремятся укомплектовывать их профессионалами высокого уровня, но нужной для себя социальной ориентации;
  • осуществляют необходимые контакты с государственными органами при подготовке и принятии государственных программ;
  • оказывают поддержку государственным органам в мобилизации населения при реализации законов и государственных программ.

Поскольку организованных групп интересов существует огромное множество, то соответственно существует огромное множество и групп давления.

Неоднократные попытки как-либо классифицировать эти группы пока ничего обнадеживающего не дали. На основе наиболее устойчивых идей, высказываемых в литературе, можно предложить следующий вариант классификации групп давления (рис. 16).

Лоббистские группы совершенно определенно делятся на две части: легитимных и нелигитимных.

Легитимные — это те группы давления, деятельность которых как-либо закреплена в нормативных актах. Нелигитимные группы, напротив, функционируют стихийно, без всякого нормативного обеспечения (среди них, естественно, немало криминальных).

Среди легитимных групп давления многие исследователи обычно выделяют три типа лоббистов.

Группы давления как форма социального лоббизма

«Внутренние» лоббисты — это служащие тех отраслей государственной и главным образом негосударственной деятельности, интересы которых они представляют в различных государственных структурах.

«Внутренние» лоббисты всегда были и остаются самой крупной и самой влиятельной категорией лоббистов с тех пор, как в середине XIX в. бизнесмены и политики осознали потребность в установлении регулярных контактов с должностными лицами, принимающими государственные решения.

Стремясь нейтрализовать негативное отношение к своей лоббистской деятельности, «внутренние» лоббисты часто называют себя «ответственными за связи» с исполнительными или законодательными органами.

Лоббисты-добровольцы из числа рядовых граждан. Часто это — малоизвестный и непредсказуемый элемент лоббистской деятельности.

Как правило, они представляют небольшие и маломощные группы интересов (нередко местного значения) или небольшие некоммерческие организации. Лоббисты-добровольцы работают на общественных началах, а если оплачиваются, то весьма скромно; ими движет чаще всего не стремление к денежному вознаграждению, а верность делу.

Интересно
Лоббисты-контрактники, т.е. те, которые работают по контракту. Их иногда называют «наемниками». Именно они отличаются достаточно высоким уровнем профессионализма, имеют значительные связи в государственных органах и оказывают существенное влияние на принятие нужных решений.

Данный тип лоббистов пользуется вниманием со стороны прессы, что частично объясняется их самыми крупными доходами. Это неудивительно, поскольку «наемники» работают для специфических групп интересов, обладающих немалыми средствами и далеко идущими политическими целями.

Лоббисты-контрактники в России пока не имеют легитимных оснований. И потому встречаются достаточно редко (чаще всего в виде посреднических групп).

Относительно тактики современного лоббизма почти все исследователи указывают на то, что организованные группы интересов и их группы давления, помимо традиционной работы с законодательными органами и их аппаратами, все большее внимание уделяют органам исполнительной и судебной власти и их аппаратам, причем на всех уровнях государственного управления.

Каковы основные направления влияния групп давления на государственные органы, в том числе и гражданскую службу? Влияние групп давления на государственную политику чаще всего осуществляется по пяти направлениям.

Во-первых, они влияют на общественное мнение, используя СМИ для популяризации своих идей или программ среди населения.

Во-вторых, лоббисты стремятся повлиять на результаты выборов путем финансирования политических партий, блоков, независимых кандидатов или активизации других форм предвыборной борьбы.

В-третьих, данные группы влияют на содержание платформ политических партий, выступая на различных форумах этих партий или общаясь с их кандидатами.

В-четвертых, они постоянно и последовательно концентрируют свои усилия на законодательных органах, присутствуя на слушаниях законопроектов в комиссиях, входя в контакт с депутатами и государственными служащими.

И, в-пятых, лоббисты пытаются контролировать уже принятые законы, сотрудничая с работниками различных государственных органов или оспаривая правильность толкования ими этих законов, передавая дела в случае необходимости на рассмотрение судов.

Взаимодействие между организованными группами интересов, политическими партиями, группами давления и государственными органами (в том числе их аппаратами) имеет сложный, но вполне контролируемый характер. Организованные группы интересов создают группы давления, доводят свои «прагматические» и «специфические» интересы до политических партий и этих групп давления.

Политические партии и группы давления обобщают данные требования, интегрируют в общие программы и мобилизуют их поддержку. Государственные органы трансформируют данные требования в государственную политику и законы, а затем реализуют эту политику и эти законы (рис. 17). Благодаря такому механизму взаимодействия обеспечивается широкое участие всего общества в формировании политики.

Группы давления как форма социального лоббизма

В России вся система государственной власти к 2000 г. контролировалась несколькими финансово-промышленными кланами. Это привело к тому, что за последние десять лет сформировалась антиправовая по сути, с элементами коррумпированности система отношений бизнеса и власти. Эта система была самодостаточной и не нуждалась в группах давления (союзах и ассоциациях).

В этих условиях основой лоббирования являлись не договоры и официальные соглашения между государственными органами и представительскими структурами предпринимателей, а зачастую закулисные сделки, совершаемые представителями коммерческих структур с отдельными чиновниками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)