Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Организация содержания и процесса художественного обучения и воспитания строится с учетом возрастных особенностей обучаемых. Под возрастными особенностями в психологии понимаются специфические свойства личности, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включающих познавательные и другие характеристики индивида.
Поэтому особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин разработали общую схему периодизацию детства, в основу которой положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду человека соответствует определенный тип ведущей деятельности.
Для младшего школьного возраста (6-10 лет) наиболее характерной является учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения.
Показателям наиболее типичных возрастных психических особенностей детей младшего школьного возраста являются:
- моторная активность;
- сенсорно-перцептивная активность (потребность в новых впечатлениях, способность их воспроизведения и сохранения);
- интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, объективизация и воспроизведение трудных ситуаций);
- эмоционально-выразительная активность (способность к эмоционально-выразительному самовыражению);
- способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение (а также учение и игру).
Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в «самодеятельности» детей этого возраста. Последний показатель определяет позицию ребенка как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.
В учебно-воспитательной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда соотносится с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности.
Для данного возрастного периода характерны следующие объективно существующие особенности, наиболее часто проявляющиеся в учебной практике:
- разрозненный, неорганизованный художественный опыт;
- «зажатость», «закрепощенность»;
- недостаточная вокально-слуховая координация;
- потребность в частой смене эмоциональных настроений (у младших школьников психологи отмечают своеобразную импульсивность, бесконтрольность эмоционального состояния);
- склонность к непосредственному сопереживанию;
- интерес к внешней форме действования;
- стремление к самовыражению в звуковых, двигательных, зрительных формах;
- образное воображение, интерес к восприятию искусства особенно в форме яркого выразительного исполнения учителем;
Таковы общие сведения о возрастных психологических особенностях младших школьников.
- Коммуникативная культура руководителя коллектива
- Учебно-воспитательная и творческая работа руководителя хореографического коллектива
- Требования к профессиональным качествам руководителя НХТ
- Педагогическое мастерство и его компоненты
- Творческая работа руководителей хореографических коллективов
- Педагогическая деятельность в педагогической системе
- Структура педагогической системы
- Понятие педагогической системы и её структура
- Понятие педагогической деятельности, её структура и цель
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу