Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Организация содержания и процесса художественного обучения и воспитания строится с учетом возрастных особенностей обучаемых. Под возрастными особенностями в психологии понимаются специфические свойства личности, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включающих познавательные и другие характеристики индивида.

Поэтому особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин разработали общую схему периодизацию детства, в основу которой положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду человека соответствует определенный тип ведущей деятельности.

Для младшего школьного возраста (6-10 лет) наиболее характерной является учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения.

Показателям наиболее типичных возрастных психических особенностей детей младшего школьного возраста являются:

  • моторная активность;
  • сенсорно-перцептивная активность (потребность в новых впечатлениях, способность их воспроизведения и сохранения);
  • интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, объективизация и воспроизведение трудных ситуаций);
  • эмоционально-выразительная активность (способность к эмоционально-выразительному самовыражению);
  • способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение (а также учение и игру).

Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в «самодеятельности» детей этого возраста. Последний показатель определяет позицию ребенка как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.

В учебно-воспитательной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда соотносится с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности.

Для данного возрастного периода характерны следующие объективно существующие особенности, наиболее часто проявляющиеся в учебной практике:

  • разрозненный, неорганизованный художественный опыт;
  • «зажатость», «закрепощенность»;
  • недостаточная вокально-слуховая координация;
  • потребность в частой смене эмоциональных настроений (у младших школьников психологи отмечают своеобразную импульсивность, бесконтрольность эмоционального состояния);
  • склонность к непосредственному сопереживанию;
  • интерес к внешней форме действования;
  • стремление к самовыражению в звуковых, двигательных, зрительных формах;
  • образное воображение, интерес к восприятию искусства особенно в форме яркого выразительного исполнения учителем;

Таковы общие сведения о возрастных психологических особенностях младших школьников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)