Возрастные особенности младших школьников

Опорно-двигательный аппарат

На протяжении всего младшего школьного возраста происходит постоянное физическое развитие детей. Начиная с 6 до 11 лет, идет дальнейшее развитие роста ребенка, ежегодно увеличивается длина тела на 4-5 см, масса тела на 3-4,5 кг.

Процесс окостенения в тот период еще не закончился. Позвоночник отличается гибкостью и подвижностью, потому у младших школьников может иметь место деформация его. Костный аппарат младшего школьника имеет еще много хрящевой ткани, поэтому необходимо избегать искривления позвоночника, что негативно сказывается на кровообращении, дыхании и этим ослабляет детский организм.

До 12 лет продолжается окостенение фаланг пальцев, окостенение запястий рук завершается только в 10-13 лет. Этим объясняется, почему точные движения рук во время письма, рисования утомляют детей 7-8 лет быстрее, чем старших.

Кости таза в данном возрасте начинают срастаться, но система связок еще мягкая и гибкая. Увеличение размеров дошкольника часто сопровождается чувством боли, особенно в ночное время.

С постепенным развитием мышечной системы увеличивается масса мышц, что способствует развитию физической силы и выносливости ребенка. У младших школьников мышцы имеют тонкие волокна, бедны жирами и белком, содержат много воды, поэтому развивать их нужно постоянно, избегая больших по объему и интенсивности нагрузок.

Мелкие мышцы кистей рук медленней развиваются, с чем связана еще не достаточная координация движений рук.

Первокласснику тяжело писать в пределах одного рядка, не делать лишних движений, которые приводят к быстрой усталости. Желательно для детей делать минутки отдыха с упражнениями для пальцев, мышц рук.

Со временем ребенок научится перераспределять нагрузку на разные группы мышц, движения станут усовершенствованными, точными и координированными. У младших школьников усиливается развитие двигательного аппарата, что объясняет их чрезмерное движение.

Надо учитывать, что бег, прыжки, лазанье, плаванье связаны не только с развитием двигательного аппарата, но и с умственным развитием подрастающей личности. Слишком большая активность на протяжении длительного времени может негативно повлиять на состояние здоровья. Очень важно для школьников 6-7 лет устраивать послеобеденный отдых или сон.

Кардиораспираторная система

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому становится больше жизненная емкость легких.

Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет — 1400 мл, у девочек 7 лет — 1200 мл. У мальчиков 12 лет — 2200 мл, у девочек 12 лет — 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно.

На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности вызывают быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию).

Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в т. ч. и газообмена.

Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека.

Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 уд./мин.).

В связи с этим за счет ускоренного кровообращения снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека. С увеличением возраста наблюдается замедление частоты сердечных сокращений (ЧСС).

У детей 6-8 лет ЧСС составляет в среднем 82-95 в 1 мин., у 9-10 лет — 72-88, у 11-летних — 70-80 в 1 мин. С увеличением возраста развиваются процессы экономизации сердечной деятельности. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту.

Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т. к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий, кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых.

К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст., к 9-12 годам — 105/70 мм рт. ст. Относительно низкое артериальное давление у детей младшего школьного возраста обусловливает напряженность деятельности системы кровообращения, позволяет адаптироваться к физической нагрузке и быстро восстанавливаться при отдыхе до исходного уровня.

Развитие мозговой деятельности и органов чувств

У младшего школьника масса мозга начинает приближаться к массе мозга взрослого человека, увеличивается движение нервных процессов. Это дает возможность ребенку быстро менять свое поведение относительно требований учителя.

У детей хорошо развиты органы чувств, но имеют некоторые особенности. Эластичность кристаллика глаза дошкольника помогает глазам быстро менять свою форму, в зависимости от позы во время чтения, письма.

Если не учитывать такую особенность органа зрения и не исправлять позу ребенка, то это приводит к повышению глазного давления, к нечеткости изображений на сетчатке и к возникновению близорукости.

У школьников 6-10 лет достаточно выражены все виды внутреннего торможения, но преобладают все же процессы возбуждения, что приводит к быстрому утомлению. Выраженная возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому усвоению двигательных действий.

В возрасте 6-10 лет дети легко овладевают технически сложными формами движений, поэтому усвоение элементов техники стрельбы, предусмотренных программой, не вызывает у них трудностей. Вместе с тем у детей в этот период развито резко выраженное запредельное торможение при действии мощных или монотонных двигательных раздражителей.

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения.

Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей.

Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.

Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения.

Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, т. к. кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью, и причина, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.

Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным. Показ движений должен быть прост по своему содержанию.

Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры.

Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества. 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)