Технология планирования учебного процесса по физической культуре в школе

Технология планирования процесса физкультурного образования учащихся включает в себя последовательность операций:

  • постановку конкретной цели физкультурного образования учащихся с учетом их возрастных, половых и других особенностей. С учетом временного масштаба планирования цели могут быть стратегическими (на весь период обучения в школе или на определенной ее ступени), тактическими (на год) и оперативными (на период изучения раздела программы);
  • «разбивку» цели на соответствующие ей задачи. Чаще всего в физкультурном образовании учащихся выделяют следующие группы задач: оздоровительные, образовательные, развивающие и воспитательные;
  • конкретное определение содержания физкультурного образования школьников, «привязывающее» его к определенной группе задач. Иными словами, производится подбор средств (физических и других оздоровительных упражнений) под конкретные задачи;
  • определение места физкультурного образования: учащихся в общешкольном учебном плане, в частности, определение объема часов, выделяемых на усвоение предмета «Физическая культура».
    Предмет «Физическая культура» изучается в начальной школе в объеме не менее 405 ч, из них в I классе — по 102 ч ежегодно; — 99 ч,, а со II по I класс;
  • после определения объема учебных часов, предназначенных для усвоения предмета «Физическая культура», разрабатываются документы перспективного планирования: учебный план школы по физической культуре (сетка часов, табл. 1) и на его основе определяется содержание учебной программы по физической культуре;
  • следующий этап планирования физкультурного обучения школьников — составление документов текущего планирования с учетом содержания вышеотмеченных учебного плана и программы. В качестве данных документов выступают общешкольный план работы по физической культуре на учебный год и годовой план прохождения учебного материала по физической культуре;
  • наконец, последний этап — разработка документов оперативного планирования: на основе годовых планов работы школы.

К ним относится план прохождения учебного материала по физической культуре на определенную четверть, на серию уроков и на отдельный урок.

Первая часть (270 ч.) состоит из следующих разделов:

Знания о физической культуре

Физическая культура (4 ч.). Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры (4 ч.). История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения (4 ч.). Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.

Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств.

Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия (4 ч.). Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (4 ч.). Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения (4 ч.). Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование (246 ч.)

Физкультурно-оздоровительная деятельность (8 ч.). Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики (64 ч.). Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Легкая атлетика (50 ч.). Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки (48 ч.). Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъемы; торможение.

Плавание (22 ч.). Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование дыхания, работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций произвольным способом.

Подвижные и спортивные игры (54 ч.). На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.

Общеразвивающие упражнения

Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации:

  • произвольное преодоление простых препятствий;
  • передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе;
  • ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями;
  • воспроизведение заданной игровой позы;
  • игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя);
  • жонглирование малыми предметами;
  • преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов;
  • комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами;
  • равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия;
  • упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие;
  • упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;
  • передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей:

  • динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением;
  • лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев);
  • перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки;
  • подтягивание в висе стоя и лежа;
  • отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку;
  • прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх с поворотами вправо или влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик;
  • переноска партнера в парах.

На материале легкой атлетики

Развитие координации:

  • бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;
  • пробегание коротких отрезков из разных исходных положений;
  • прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты:

  • повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений;
  • челночный бег;
  • бег с горки в максимальном темпе;
  • ускорение из разных исходных положений;
  • броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости:

  • равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
  • повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха);
  • бег на дистанцию до 400 м;
  • равномерный шестиминутный бег.

Развитие силовых способностей:

  • повторное выполнение многоскоков;
  • повторное преодоление препятствий (15–20 см);
  • передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений;
  • метание набивных мячей (1-2 кг) одной и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди);
  • повторное выполнение беговых нагрузок в горку;
  • прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров;
  • прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте;
  • прыжки по разметкам в полуприседе и приседе;
  • запрыгивание с последующим спрыгиванием.

На материале лыжных гонок

Развитие координации:

  • перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки);
  • комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах;
  • скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов;
  • спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах;
  • подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

На материале плавания

Развитие выносливости: повторное проплывание отрезков на ногах, держась за доску; повторное скольжение на груди с задержкой дыхания; повторное проплывание отрезков одним из способов плавания.

Вторая часть (135 ч.) определяется образовательным учреждением и состоит из следующих разделов:

Подвижные игры с элементами спорта (94 ч.)

Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе минифутбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, подвижные игры и национальные виды спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.

Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (41 ч.).

Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребенка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)