Текущее планирование физкультурного образования учащихся

Текущее планирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе охватывает период в течение учебного года или учебной четверти.

К основным документам текущего планирования физкультурного образования школьников относят следующие:

  • общешкольный план по физкультурному образованию учащихся;
  • план учебного процесса по физической культуре на год, или годовой план-график прохождения учебного материала.

Общешкольный план физкультурного образования учащихся — в его содержание включены наиболее важные и крупные мероприятия по физкультурному воспитанию и обучению школьников, которые необходимо реализовать в течение учебного года.

Как правило, общешкольный план разрабатывает учитель физической культуры. В процессе определения планируемых мероприятий, а также сроков и ответственных за их выполнение, он согласовывает план с советом коллектива физической культуры школы, а также с администрацией школы.

После согласования содержания учебный план физкультурного образования школьников утверждается советом школы и директором.

Содержание плана и форма его заполнения могут быть самыми разнообразными. Чаще всего в содержание общешкольного плана включаются следующие разделы: учебная физкультурно оздоровительная, спортивно-массовая, организационная, агитационно-пропагандистская и хозяйственная работа.

Из всех разделов физкультурной и спортивной работы, проводимой в школе, основной является учебная работа. По данному разделу составляется отдельный план учебного процесса по физической культуре на учебный год для каждой параллели классов или годовой план-график прохождения учебного материала.

К текущему планированию относится, помимо составления годового учебного плана, и разработка плана учебной работы по физической культуре на определенную четверть (четвертной план). Его
содержание и оформление, естественно, не являются раз и навсегда данными, они носят разнообразный характер, поскольку различны концептуальные подходы к построению учебного процесса по физической культуре в школе.

Есть и определенные общие моменты в содержании и форме данных четвертных планов.

Например, в практике физкультурного образования учащихся учителя физической культуры используют преимущественно две формы составления плана учебной работы на четверть:

  • тематическую, т. е. краткое описание содержания уроков физической культуры в их временной последовательности в течение четверти;
  • графическую, или план-график прохождения учебного материала.

В отличие от годового плана-графика, в данном случае более подробно излагается содержание каждого из разделов учебного материала (столбец), а также ставятся более частные по сравнению с годовым планированием задачи и требования.

Технология составления годового плана работы по физической культуре включает в себя следующие этапы его разработки.

Исходя из перспективного плана учебной работы по физической культуре (сетки часов), необходимо определить для конкретной параллели классов, во-первых, учебный материал, т. е. те или иные разделы учебной программы (гимнастика, легкая атлетика и т. д.), во-вторых, определить объем часов, отведенных на его освоение.

Отобранный учебный материал следует разделить по урокам в течение учебного года (99 уроков). Количество уроков, при трех занятиях в неделю: 1 четверть — 24 часа, 2 четверть — 21 час, 3 четверть — 30 часов и 4 четверть — 24 часа. Основная проблема в данном случае — определение оптимальной последовательности прохождения разделов учебного материала.

Идеальным вариантом в этом отношении было бы освоение учебного материала в начале года с гимнастики, т. к. она оказывает всестороннее воздействие на организм человека и выступает тем самым базой для освоения других разделов учебного материала.

Но, к сожалению, в большинстве регионов страны климато-географические условия диктуют иную последовательность прохождения учебного материала на уроках физической культуры.

В этой связи в наиболее теплое время (осень, весна) учащиеся осваивают материал по легкой атлетике, т. к. занятия в этом случае проводятся на открытом воздухе. В период ненастья (2 четверть) занятия проводятся в спортивных залах с преимущественной направленностью на освоение материала по гимнастике.

В зимний период (3 четверть), естественно, осваивается учебный материал по лыжной подготовке. Наконец, материал по спортивным играм планируется на конец 1 и начало 4 четверти.

Вышеприведенная последовательность прохождения учебного материала по физической культуре характерна для традиционного, комплексного подхода к построению учебного процесса физкультурного образования школьников. Для других же концептуальных подходов возможна иная последовательность прохождения учебного материала.

Определить объем и последовательность освоения материала внутри того или иного раздела учебной программы:

  • наименование подлежащих изучению тем теоретического раздела учебной программы и порядок их освоения;
  • объем и последовательность формирования двигательных умений и навыков. Например, освоение материала по легкой атлетике следует начинать с изучения техники бега, т. к. бег является по существу базовым элементом для многих легкоатлетических упражнений: прыжков в длину и высоту с разбега, метаний и т. д.

Кроме этого, следует учитывать также закономерности переноса в процессе обручения движениям. Так, не рекомендуется параллельное изучение прыжков в длину и высоту. Также следует помнить о том, что обучение двигательному действию — процесс непрерывный, поэтому на этапе освоения того или иного движения не следует делать перерыв, обучая ему на протяжении нескольких уроков подряд.

Определение последовательности преимущественного развития тех или иных физических качеств учащихся.

В этом отношении следует учитывать:

  • сенситивные (благоприятные) периоды развития того или иного физического качества, т. е. при составлении плана необходимо учитывать, какому или каким физическим качествам следует отдать предпочтение в процессе физической подготовки. Например, при планировании учебного процесса по физической культуре в младших классах следует обратить повышенное внимание на развитие координационных и скоростных способностей, а также гибкости и выносливости к работе продолжительной и умеренной интенсивности. В среднем школьном возрасте помимо упражнений на развитие скоростных способностей и координации движений следует акцентированно развивать скоростно-силовые способности. В старших же классах успешно развиваются мышечная сила и специальная выносливость;
  • закономерности оптимального сочетания развития физических качеств в течение учебного года. Так, например, по данным В. А. Леоновой (1991), оптимальным следует считать следующее сочетание развития физических качеств у младших школьников: осенью — быстрота движений и ловкость, в осенне-зимний период — скоростнo-силовые и силовые качества, зимой — гибкость, весной — быстрота движений и ловкость.

В процессе планирования по физической культуре на год неминуемо возникает вопрос: каково, соотношение учебного времени на уроке физической культуры, отводимого на обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся?

Общее положение в этом случае таково: в течение всего периода обучения в школе в начале превалирует время, отводимое на обучение движениям, затем наступает паритет между обучением движениям и развитием физических качеств и в конце больше времени уделяется развитию физических качеств.

Примерное соотношение затрат времени на обучение двигательным действиям и развитие физических качеств на уроке физической культуры будет следующим: в начальных классах — 3:1, в средних — 1:1 и в старших — 1:3.

Заканчивая характеристику технологии составления годового учебного плана по физической культуре, следует отметить, что прием учебных нормативов, как правило, осуществляется в конце изучения раздела учебной программы или вида двигательных действий.

Наиболее важные нормативы (например, по развитию выносливости) целесообразно принимать у школьников несколько раз в течение учебного года.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)