Закономерности формирования структуры двигательного действия

В процессе обучения выделяют две взаимосвязанные стороны: преподавание и учение. Чтобы обучить конкретному двигательному действию, необходимо знать его содержание, в т. ч. и структуру.

В структуре двигательного действия выделяют следующие общие, характерные для всех части: информационную, мотивационную, ориентировочную, исполнительную (моторную), контролирующую.

Вышеперечисленные части двигательного действия, несмотря на тесную взаимосвязь, обладают все же относительной самостоятельностью, а следовательно, специфическим содержанием, что, в свою очередь, предполагает наличие специфических закономерностей их формирования.

Закономерности формирования информационной основы двигательного действия следующие:

  • Широкое использование в процессе обучения движениям различных видов информации.
  • Учет настроенности (мотивированности) учащихся на усвоение учебного материала.
  • Предварительное ознакомление с предметом обучения повышает способность занимающихся к наблюдению.
  • Передаваемая педагогом информация (например, показ какого-нибудь действия) воспринимается учениками лучше в том случае, если они находятся в состоянии покоя, чем в движении.
  •  Неподвижный объект (например, показ в положении стоя) воспринимается более эффективно по сравнению с движущимся (показ в движении).
  • Зрительная информация о движениях медленных и циклических доходит до занимающихся более эффективно, чем информация о движениях быстрых и ациклических.

Закономерности формирования мотивационной основы.

Зависимость активности занимающихся от степени сложности задания. Отсутствие или незначительная степень сложности задания не стимулируют занимающихся на его выполнение. Увеличение сложности задания до определенной, оптимальной величины повышает их интерес к занятию. Дальнейшее же повышение сложности задания, перейдя пороговую величину, снижает интерес у занимающихся или вообще отбивает охоту к его выполнению.

Формирование положительных эмоций у занимающихся в процессе занятия.

Своевременность подкрепления — стимуляция (например,похвала) в момент действия, а не после него.

Закономерности формирования ориентировочной основы действия:

  • Формирование ориентировочной основы действия как единства кинестетического, смыслового, зрительного и слухового представлений об изучаемом двигательном действии.
  • Выделение основных опорных точек в процессе решения поставленной двигательной задачи, которые являют собой конкретные представления (образы) занимающихся об основных моментах изучаемого движения.
  • Использование в процессе создания общего представления (образа) об изучаемом движении знаний об условиях и правилах его выполнения, основных опорных точках, возможных ошибках и путях их преодоления, дозировке нагрузки, биомеханических закономерностях движения, травмирующих моментах и т. п.
  • Фазовость формирования ориентировочной основы действия: в начале обучения движению создается основа представления о нем, затем происходит расширение данного представления за счет большей его детализации и, наконец, происходит свертывание ориентировочной основы поскольку большая часть ее «уходит» в подсознание (автоматизм), а в сознании остаются лишь наиболее важные, определяющие признаки движения.

Закономерности формирования исполнительной основы действия:

  • Взаимодействие (перенос) навыков. В процессе формирования нескольких двигательных навыков (одновременно или последовательно) они оказывают влияние друг на друга. В том случае,если ранее сформированный навык облегчает формирование последующего, то такое взаимодействие называется положительным переносом. В том же случае, если ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего, то такое взаимодействие навыков называется отрицательным переносом.
  • Фазовость становления двигательного навыка: в начале обучения движению характерно неуверенное его выполнение (иррадиация нервных процессов), затем оно выполняется точно, но не стабильно (концентрация нервных процессов) и, наконец, автоматизированное
    выполнение движения (динамический стереотип).
  •  Последовательность обучения движению. Последовательность«от знания к навыку» является наиболее общей в процессе обучения движениям. Имеется и ряд более частных последовательностей, например, «от основы движения — к его деталям» и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)