Возникновение западного марксизма

В ноябре 1918 г., когда заканчивалась первая мировая война, в Германии в Киле восстали матросы, получившие приказ идти в последнюю отчаянную атаку на Англию. Они образовали солдатский совет по образцу русской революции, свершившейся годом раньше.

За несколько дней бунт распространился и перешел в широкое народное восстание. Вскоре советы рабочих были организованы и в других местах в Германии, кайзер Вильгельм II был вынужден отречься от престола, и социал-демократической партии досталась правительственная власть.

С 1917 г. партия была расколота, левые тогда образовали Независимую социал-демократическую партию (USDP), а несколько позднее была организована также Немецкая коммунистическая партия (DKP).

Продолжающаяся революция в Германии резко противопоставила левых социал-демократов и коммунистов социал-демократии, которая после прихода к власти в правительстве боролась с революционерами.

Произошло еще несколько восстаний, начиная с восстания спартаковцев в январе 1919 г. (когда были казнены ведущие лидеры левых, Роза Люксембург и Карл Либкнехт), и кончая попыткой коммунистического восстания в 1923 г.

В промежутке между этими датами развивалось все более сильное противоречие между коммунистами (которые в 1919 г. образовали новый.

Третий Интернационал, названный Коммунистическим интернационалом или Коминтерном) и социал-демократией западных стран, которая целиком и полностью приняла политическую парламентарную систему и потому критиковала все более откровенную партийную диктатуру русских коммунистов.

Даже в ДКП и других коммунистических партиях Западной Европы велась критика ВКП(б) и ее методом навязывания им своей собственной политики, особенно в виде знаменитых 21 тезиса, которые партии обязаны были подписать, чтобы стать членом Коминтерна.

В Германии все еще было сильно наследие Розы Люксембург, основывающееся, в частности, на ее критике русской революции, но ее последователь Пауль Леви вскоре был смещен с поста руководителя ДКП.

После неудавшегося коммунистического восстания в марте 1921 г., которым дирижировали из Москвы, Леви выступил с открытой критикой русской коммунистической партии, и его вскоре исключили и из ДКП.

Вскоре стали раздаваться и другие критические голоса, не только по вопросам проводимой политики, но также и в более общем общественнонаучном и философском плане.

В 1923 г. были опубликованы два значительных сочинения, которые и критиковали русский марксизм, и не представляли социал-демократического взгляда.

Напротив, полагали Дьёрдь Лукач (1885—1971) в «Истории и классовом сознании» и Карл Корш (1886—1961) в «Марксизме и философии», как марксизм социал-демократов, так и марксизм русских коммунистов были в основе своей выражением одного и того же механического, естественнонаучного направления, которое демонстрировал ранний марксизм.

Вместо этого и Лукач, и Корш хотели возродить то значение, которое до появления теории Маркса имела гегельянская диалектика, прежде всего диалектика субъекта и объекта, сознания и бытия, теории и практики.

Вместо уже застывшей ортодоксии «пролетарского мировоззрения» Лукач выдвигал утверждение, что «ортодоксальный марксизм не означает некритического усвоения результатов исследований Маркса, не представляет собой «веры» в тот или иной тезис, экзегезы «священной» книги.

Ортодоксия в вопросах марксизма относится исключительно к методу».

Корш критиковал также представление о марксизме как объективной науке, «которая может иметь своей целью только раскрытие каузальных связей» в обществе и истории, и делал упор вместо этого на то, что
марксизм развился «в общественной практике классовой борьбы пролетариата.

«Держась за абстрактную букву марксизма, ортодоксы не сумели сохранить первоначального революционного характера этой теории», утверждал Корш.

И Лукач, и Корш активно участвовали в революции. Лукач был помощником министра образования то короткое время в марте-июле 1919 г., когда у власти была венгерская советская республика, а Корш был министром юстиции в кратковременном коалиционном правительстве коммунистов и социал-демократов в 1923 г. в Тюбингене.

Теперь руководство Коминтерна осудило их как «ревизионистов». Случалось им сотрудничать, но позднее они пошли разными путями.

Лукач посетил Москву в начале тридцатых годов и поселился в ней после захвата власти Гитлером в 1933 г.

Позднее он стал поддерживать Сталина и подверг самокритике свои «западнокоммунистические взгляды», высказанные в «Истории и классовом сознании», написал множество исторических, философских и эстетических работ, а после второй мировой войны вернулся в Венгрию и там основал особую «будапештскую школу» марксизма.

Корш, наоборот, уехал на запад, в Англию, Данию, и поселился затем в США. Признание пришло к нему лишь в конце жизни, а в настоящее время Корш наряду с Лукачем считаются двумя из важнейших представителей западного марксизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)