Возвышенное в сфере спорта

В сфере спортивных отношений особенно ярко проявляется глубокое взаимопроникновение прекрасного И возвышенного. Прекрасные моменты спортивных событий часто носят и возвышенный характер. Это не раз отмечали наши выдающиеся спортсмены, когда говорили о сложном чувстве полного слияния со своим народом, со своей страной, которые как будто поднимаются вместе с ними на верхнюю ступень пьедестала почета после достижения неимоверно трудной победы.  Это чувство исторгает часто слезы не только у увенчанного лаврами победителя, но и у его товарищей по команде, у тысяч зрителей.

Эстетический момент возвышенности в современном спорте тем более значителен, чем более спорт становится массовым и представительным. Одно дело, когда атлет или спортивная команда представляют только самих себя, и интерес их ограничивается чисто спортивными целями. Совсем иное дело, когда спортсмен или спортивный коллектив представляют нацию, страну.

Тогда они олицетворяют и ее идеалы, а следовательно, личность и действия спортсменов должны быть соизмеримы и приведены в соответствие с этими идеалами. Вот эта ситуация приближенности к общественному идеалу и делает современный спорт прекрасным и возвышенным (к сожалению, некоторые спортсмены не выдерживают напряжения этой исключительно почетной, но тяжелейшей миссии).

Тем более важно, что из себя представляют идеалы, утверждаемые тем или иным обществом. В этом плане можно сказать, что только высокие идеалы социалистического гуманизма служат надежной основой проявления возвышенного в спорте.

Ф. Энгельс указывал, что «собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных ботов, которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное и искаженное отображение самого человека».

На первых порах, пока смысл существования человека определялся примитивной борьбой с природой, возвышенный характер героям придавала их необъятная, богатырская, сверхчеловеческая сила, независимо от того, была ли она доброй или злой.

Впоследствии деятельность человека стала определяться в большей степени ценностями духовного, нравственного, политического порядка, и возвышенное все более отражало их, связывалось с ними. В эстетическом сознании возвышенное все более отражается не как физическая сила, а как эстетическое качество силы характера, могущества духа, нравственного величия. Эти качества имеют существеннейшее значение и для спорта.

Интересно
Возвышенное проявляется в спорте прежде всего как исключительность характера человека, противостоящего обстоятельствам, которые носят тоже исключительный характер. В таком противоборстве кристаллизуются и лучшие, человеческие качества. Здесь необходим громадный масштаб духовных сил, которые позволяют человеку преодолеть физические страдания, боль, личные желания и являть пример «сверхчеловеческого» в человеке, причем таким образом, что это «сверхчеловеческое» обращено именно к человеку, выступая как условие его формирования и развития.

По мере развития спорта достижение высших результатов требует не только большого напряжения сил и борьбы, но и нового типа личности спортсмена, способного, к таким самоотверженным формам деятельности. Однако, это вовсе не означает, что всякое явление на уровне спорта высших достижений непременно носит возвышенный, характер.

Важнейшее значение в этих условиях приобретает вопрос о смысле и целях деятельности спортсмена. Этот вопрос «Во имя чего?» обязательно требует своего ответа, ибо последний, собственно, и является критерием возвышенного в общественной жизни. Возвышен ли, к примеру, триумфатор Мюнхенской Олимпиады американский пловец Спитц, даже и не скрывавший того, что. олимпийский успех для него является прежде всего гарантией материальной обеспеченности и популярности; (последняя, собственно, также выступает гарантом обеспеченности).

Возвышен ли экс–чемпион мира, среди профессиональных боксеров Д. Фрезер? В обоих случаях следует, дать отрицательный ответ, несмотря на бесспорно выдающиеся спортивные результаты этих спортсменов. Ибо масштаб их деятельности крайне узок – он целиком укладывается в рамки обычных буржуазных потребительских интересов.

А возвышен ли Вернер Зееленбиндер, немецкий. пролетарский спортсмен– чемпион Олимпийских игр 1936 г., отказавшийся поднять руку в фашистском приветствии на пьедестале почета? Возвышен ли В. Веденин, сумевший на лыжных трассах Олим-пиады в Саппоро ценой самоотречения обеспечить успех советской команды? Безусловно.

Подчеркнем, что спортсмен, преследующий: свои «собственные, узкоиндивидуальные цели, способен иногда проявлять и многие ценные качества: самообладание, смелость, решительность. Но возвышенным человека: делает только высокая цель и исключительная энергия, направленная на ее достижение.

Если прекрасное и возвышенное присущи спорту, спортивной деятельности, то логично поставить и вопрос о проявлении героического в спорте,  так как категория героического самым непосредственным образом связана с категориями прекрасного и возвышенного.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)