Воздушный шар

Цели: научить участников игры принимать коллективные решения в условиях неопределенности, овладеть эффективным взаимодействием, а также обучить сотрудничеству.

Процедуры:

1) принятие индивидуальных решений,

2) выработка коллективного решения в группах,

3) межгрупповое взаимодействие: дискуссия,

4) анализ результатов и подведение итогов.

Время: 45 мин. Информация для участников игры Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изыс-каний. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими.

Вы летите над океаном до ближайшего уча-стка суши 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гон-доле воздушного шара на этот случай.

На некоторое время паде-ние замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал па-дать с прежней, достаточно большой, скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы, для того чтобы обсу-дить создавшееся положение.

Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы суметь при-землиться живыми. В гондоле остались следующие предметы: 1. Канат- 50 м. 2. Аптечка с медикаментами- 5 кг. 3. Компас гидравлический- 6 кг. 4. Консервы мясные и рыбные – 20 кг. 5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звез дам) – 5 кг. 6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг. 7. Конфеты разные – 20 кг. 85
8.

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа). 9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг.
10. Палатка 10-местная- 20 кг. 11. Баллон с кислородом – 50 кг. 12. Комплект географических карт- 25 кг. 13. Канистра с питьевой водой- 20 л. 14. Транзисторный приемник – 3 кг. 15. Лодка резиновая надувная – 25 кг. Задача: принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить.

Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды из 5-7 чело-век (зависит от количества участников игры), и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение.

Правила игры:

• Нельзя принимать решение путем голосования. • Нельзя высчитывать проценты: сколько «за» и сколько «против». • Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»). • Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений – компромисса. • Высказывать свое мнение может любой член экипажа.

• Количество высказываний одного человека не ограничивается. • Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились. • Если хоть один член экипажа возражает против приятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый вы ход или новую аргументацию и технологии убеждения. • Решения должны быть приняты в отношении всего перечня пред метов и вещей.

• При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не часть их). Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно.

Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение. В случае если договориться не удастся – экипаж «погибнет». После принятия решений в группах начинается их презента-ция и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики: Что способствовало успеху? Уровень компетентности участников игры. Конструктивность взаимодействия. Культура полемики.

Общность целей (индивидуальных и групповых). Эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество). Четкая организация обсуждения. Умение слушать партнеров. Желание победить и др. Что препятствовало эффективной работе команды? Слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации.

Неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам). Превалирование личностных целей (провести свою линию, по-казать себя) над групповыми. Слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового.

Низкая культура спора, слабое владение вербализацией. Неразвитая эмоциональная культура и др. Для завершения игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)