Восприятие

Восприятие — это критически значимая деятельность, связы­вающая индивидуального потребителя с группой, ситуацией и вли­янием маркетера. Маркетинговые коммуникации должны строить­ся на основе знания механизмов восприятия и обработки инфор­мации потенциальными потребителями. Обработка информации (information processing) — это процесс получения стимулов, их интерпретации (трансформации в информацию), хранения и ис­пользования.

Процесс обработки информации для принятия потребитель­ского решения включает четыре основных шага: экспозиция, внима­ние, интерпретация и память . Первые три шага вместе составляют процесс восприятия.

На потребителя сегодня воздействует множество маркетинго­вых стимулов — реклама, упаковка, электронная рассылка. Экспо­зиция (exposure) — ситуация доступности индивидуума стимулу, при которой существует возможность активирования одного или более его органов чувств. Экспозиция имеет место, например, когда про­дукт (или реклама) появляется в сфере сенсорных воспринимающих нервов: зрения, слуха, осязания, обоняния, слуха.

Внимание (attention) возникает, когда стимулы активируют один или более рецепторов сенсорных нервов и возникшее ощущение передается в мозг для обработки. Внимание означает размещение входящих стимулов в °перационно-ресурсной среде когнитивной системы человека. Ин-мерпретация (interpretation) — это приписание значений ощущени­ям. Это — понимание сообщения, его оценка. Здесь происходит транс-Формация ощущений в информацию, годную для хранения в памя­ти. Память (memory) служит хранилищем информации.

 

J >’ 1 ч !
Экспозиция случайная               намеренная
> 1
Внимание

низкая                  высокая вовлеченность       вовлеченность

v
Интерпретация
> <
>
Память

краткосрочная долгосрочная

1
1 < т
Покупка и решения о потреблении

 

Она обеспечивает краткосрочное использование значений ощущений (информации) для немедленного принятия решений или более дол­госрочное удержание значений ощущений (информации).

Процесс обработки информации и, в частности, восприятие селективны, т.е. прохождение стимульной информации по этапам обработки избирательно. Результат обработки информации опре­деляется характеристиками стимула (размер, цвет, интенсивность, новизна), индивидуума (интерес, потребность, ожидания) и си­туации (время место). Причины неудачного интернет-представи­тельства, неэффективной рекламы, торговой презентации, выс­тавки, неудачного брэндинга могут заключаться в ошибках учета фактора восприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)