Воспитание и образование в Древнем Китае

Китайская цивилизация также одна из самых древних. Уже на ранней, дофилософской стадии развития, то есть появления философских доктрин, здесь существовали письменность, определенные нравственные нормы, была выработана особая феодальная система управления и производства.

Древние китайцы поэтому не называли свою страну Китаем, а именовали ее «Чжунга», что переводится как «Среднее царство», так как видели ее находящейся в центре, в окружении варварских народов. Китайцы с тех пор считают себя единственным по-настоящему цивилизованным народом на планете.

Еще до 200 г. до н.э., то есть до династии Цинь (221-207 гг. до н.э.), когда была упразднена феодальная власть на местах и объявлено, что правитель Цинь становится Цинь Шихуаном – «первым императором» Китая, здесь уже существовало сто маленьких школ.

Историк Сыма Цянь объединил их в шесть крупных и дал им характеристики:

  • Школа Инь-Ян. Имя школе дали две космические силы Инь и Ян, которые лежат в основе всех вещей. Она придает особое значение космологии, закономерным изменениям в мировоззрении и их влиянию на человека. Последователи этой школы изучали движение звезд, смену времен года и другие природные явления.
  • Школа Книжников, или Мудрецов. Это другое название конфуцианства. Основатель школы Кун-фу цзы, или Кун-цзы («Учитель Кун») провозгласил, что необходимо изучать классическую литературу, книги, написание во времени династии Чжоу(1027-256 гг. до н.э.), то есть высшей точки развития феодальной системы в Китае (культура этого периода вызывала восхищение у Кун-фу цзы). Конечно, конфуцианцы не просто изучали книги,
    но занимались и множеством других вещей. Иначе их учение не стало бы самым влиятельным и важным.
  • Школа Моиситов. Основателем школы был мудрец Моцзы, который проповедовал всеобщую любовь, счастье и милосердие к низшим сословиям. При этом он был резким противником Кун-фу цзы, но позже многие его идеи были переняты конфуцианством.
  • Школа имен. В нее входили логики, любившие парадоксальные идеи и споры об отвлеченных понятиях. Они сосредоточили свое внимание на словах, «именах», в отличие от реальных предметов.
  • Легисты. Они верили, что эффективно управлять государством можно только тогда, когда власти руководствуются строгими законами. Утверждали, что природа человека изначально безнравственна и люди поступают правильно, только если их заставляют так поступать. Этот взгляд был совершенно чужд другим китайским учениям, в том числе конфуцианству, моизму и даосизму.
  • Даоситы. Последователи этой школы призывали избегать конфликтов и противоречий, жить в гармонии с природой и обстоятельствами. Даосизм стал одним из самых известных учений в Китае.

К перечисленным шести школам можно добавить школу стратегов, созданную полководцем Сунь-цзы, автором книги под названием «О военном искусстве». Эта школа давала наставления в том, как сражаться, командовать войсками, вести переговоры с врагом. «Военным искусством зачитывались многие китайские руководители, включая и Мао Цзэдуна.

Хотя все эти школы не исчезли бесследно, так как их идеи были поглощены конфуцианством и даосизмом, но они все же не играли столь большой роли, как две последние. Поэтому мы остановимся более подробно именно на этих двух.

Итак, даосизм. Он сложился в качестве учения еще в ІУ-ІП вв. до н.э. По преданию, тайны его открыл в древности легендарный Хуан-ди («Желтый император», «желтый предок»). Он был зачат от луча молнии, а, родившись, сразу стал говорить. Хуан-ди был высокого роста (около трех метров), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза и четыре лица (многие ученые не без основания считают, что в этом фантастическом образе отразилась модель мира, характерная для китайской мифологии).

Хуан-ди приписывают изобретение топора, лука и стрел, платья и туфель (первым установил различия в одежде для мужчин и женщин). Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки. Считается, что он изготовил чудесный барабан из шкуры бога грома. Хуан-ди явился продолжателем первого «фармаколога» Шэнь-нуна («божественный земледелец») и положил начало врачеванию и медицине как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» – «Книга Хуан-ди о внутреннем»). Согласно
мифологическим преданиям, сподвижник Хуан-ди по имени Цандзе изобрел иероглифы, а Жуан Чэн создал китайский календарь.

Интересно
По даосским преданиям, Хуан-ди не умер, а вознесся на небо на спине дракона и стал одним из бессмертных. Даже этот короткий рассказ о жизни и деяниях Хуан-ди свидетельствуют о том, что истоки даосизма восходят к древним мифологическим представлениям китайцев, к богатой китайской культуре, уходящей своими корнями во II тысячелетие до н.э.

Именно в это время в Китае образуется племенной союз Шан-Инь – как бы протогосударство. Здесь же появились первые письменные свидетельства, дошедшие до нас. Но в XIII в. до н.э. этот союз был разгромлен племенем Чжоу. В эпоху Чжоуского царства рождаются первые литературные памятники. Главный из них – «Законы Чжоу». По этим источникам мы можем сегодня достаточно четко представить себе уровень мышления древних китайцев. Даосизм многолик.

Есть так называемый «народный» даосизм, связанный с народными верованиями, культами и суевериями. Есть «религиозный», для которого характерно наличие монашества, института учителей и структур тайных обществ. Есть мистический даосизм, даосизм отшельников, вдали от мирской суеты ищущих бессмертия.

Особое место занимает «философский» даосизм, представленный знаменитыми трактатами мудрецов Лао-цзы, Чжуан-цзы и других. Кроме того, есть «имперский» даосизм, адаптированный к государственной идеологии. Можно также говорить о неком «простонародном» даосизме, сутью которого были исследования законов природы и внедрение полученных знаний в медицинскую, астрономическую, математическую, производственную и т.д. практики.

Однако, несмотря на столь разные формы, которые может принимать учение дао, всем им свойственна общность терминологического аппарата и основных постулатов.

Целостная система даосизма нашла свое стройное отражение в знаменитом трактате «Дао-дэ цзин» (Канон о Дао и Дэ), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы {«старый учитель»).

Дошедшие до нас исторические сведения об этом человеке крайне скудны, Известно лишь, что настоящее его имя Ли Эр.
Он родился в УІ-ІУ вв. до н.э. в царстве Чу, провинция Хэнань. Принадлежал к образованным верхам общества. Но должность, которую он занимал при дворе, была более чем скромной: он служил хранителем императорского архива. Мы не знаем, почему он ушел в отставку, но следующий этап его жизни овеян самыми невероятными легендами, в которых очень трудно выявить историческую суть. Считается, что он обрел некое просветление, прибыл на западную границу страны и исчез (или стал бессмертным).

Но прежде, чем покинуть этот мир, он продиктовал смотрителю пограничной заставы (так называемому «стражу») трактат длиной в пять тысяч слов. Этот трактат известен сегодня как «Дао-дэ цзин» или «Лао-цзы», а начальником пограничной заставы и первым учеником Лао-цзы был Инь Си, прозванный Вэнъши-сяныиэн («Господин начала письмен»). Ему приписывают трактат «Гуань Инь-цзы» («Мудрец Инь с заставы») Другим учеником Лао-цзы считается Вэнь-цзы («Мудрец письмен»), автор трактата «Вэнь-цзы».

Совершенно точно известно, что, во-первых, Лао-цзы (Ли Эр) действительно скончался в глубокой старости вне приделов Китая, а, во-вторых, последующие исследования показали, что «Дао-дэ цзин» написан уже после смерти мудреца Лао-цзы. Потому вполне возможно, что кто-то из его учеников записал мысли учителя и уже после обнародовал их содержание.

Трактат «Дао-дэ цзин» ученые относят к ІУ-ІІІ вв. до н.э. Но еще в ранних трактатах, например, в древнейшем трактате примерно VIII в. до н.э. «И-цзин» («Канон перемен»), можно найти основы теоретического фундамента даосизма. Дао-дэ цзин по количеству переводов уступает, пожалуй, лишь Библии. «Причиной тому, – как считает Мэри Пат Фишер, – не только привлекательность содержащихся в ней идей, но и то, что смысл текста порой ускользает от переводчиков, работающих с древнекитайскими иероглифическими записями. Как и слова во всех языках, некоторые иероглифы имеют много значений…

Вторая трудность заключается в лаконичности древнекитайского языка. Многие необходимые для нас части в нем отсутствуют, подлежащее часто опускается, но, чтобы передать идеи на европейском языке, переводчики пытаются вставить подразумеваемое, и результаты очень часто не похожи один на другой…

Третья проблема в том, что даже сохранившиеся китайские экземпляры книги в некоторых местах сильно различаются.

В-четвертых, эта книга мистического знания, полная парадоксов, которые можно понять интуитивно, а не логически».

Главная философская идея трактата «Дао-дэ цзин», если говорить очень коротко, состоит в том, что жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному пути – дао.

Дао – «независимое», «вечно пребывающее» – это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией (то есть материей, сущностью, нечто неизменным) Ци (воздух, эфир) составляют основу мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)