Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям по методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности

Тема: Основные компоненты воспитания культуры личной безопасности человека.

  1. Образовательные цели безопасности жизнедеятельности.
  2. Составляющие воспитания культуры личной безопасности:
  • мировоззренческая подготовка;
  • нравственная подготовка;
  • правовая подготовка;
  • экологическая подготовка;
  • политехническая подготовка;
  • эстетическая подготовка;
  • медицинская подготовка;
  • физическая подготовка;
  • психологическая подготовка.

Тема: Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся БЖД.

  1. Шесть уровней непрерывного обучения БЖД.
  2. Основные принципы непрерывного обучения БЖД.
  3. Мировоззренческая, нравственная и правовая составляющие воспитания культуры личной безопасности.
  4. Экологическое политехническое и эстетическое воспитание в системе формирования культуры личной безопасности.
  5. Значение медицинской, физической и психологической подготовки в формировании культуры личной безопасности.

Тема: Уровни и принципы непрерывного обучения БЖД.

  1. Первый уровень непрерывного обучения ОБЖ – дошкольное образование.
  2. Цель, задачи непрерывного обучения ОБЖ в общеобразовательной школе.
  3. Начальная и средняя профессиональная школа как третий и четвертый уровни обучения ОБЖ.
  4. Цель высшей школы в области непрерывного обучения БЖД.
  5. Послевузовское профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности.
  6. Система принципов реализации непрерывного обучения безопасности жизнедеятельности.

Тема: Структура и содержание образовательной области «ОБЖ» в школе.

  1. Место предмета «ОБЖ» в образовании и его состояние.
  2. Цель и задачи образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
  3. Объем и структура образовательной области «ОБЖ» в школе.
  4. Документы, определяющие объем и содержание ОБЖ в школе, ФГОС по ОБЖ.
  5. Особенности базового и профильного уровней обучения ОБЖ в школе по ФГОС.
  6. Анализ учебных программ по ОБЖ, их специфика.
  7. Разделы курса «ОБЖ» и их содержание.
  8. Распределение тем курса по классам школы.
  9. Связь содержания курса «ОБЖ» с другими предметами (межпредметные связи).

Тема: Учебно-материальная база при обучении ОБЖ.

  1. Значение учебно-материальной базы в процессе обучения ОБЖ.
  2. Составляющие учебно-материальной базы (кабинет ОБЖ со специальным оборудованием, уголок гражданской обороны, спортивная площадка, тир и др.).
  3. Понятие «материальное обеспечение курса». Кабинет ОБЖ. Значение учебно-материального оснащения кабинета в выполнении государственного стандарта по ОБЖ.
  4. Учебное оборудование кабинета. Виды учебного оборудования кабинета ОБЖ. Рекомендации по оборудованию кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
  5. Стенды кабинета ОБЖ.
  6. Учебно-методический комплекс по ОБЖ.
  7. Уголок гражданской обороны, требования к его содержанию.
  8. Значение спортивной площадки в преподавании безопасности жизнедеятельности.
  9. Функции тира как компонента учебно-материальной базы преподавания БЖ.

Практическая работа

  1. Составление паспорта кабинета ОБЖ.
  2. Составление и оформление папки «Стендовые материалы» по темам школьной учебной программы ОБЖ (частично задание выполняется дома).

Тема: Средства обучения БЖД.

  1. Средства обучения для оснащения курса ОБЖ. Общая характеристика средств обучения.
  2. Вербальные средства обучения. Структура, содержание, оформление учебников.
  3. Учебно-методические пособия, предназначенные для изучения ОБЖ в школе.
  4. Натуральные средства обучения, которые применяются в ОБЖ.
  5. Изображения предметов и явлений.
  6. Аудиовизуальные средства обучения.
  7. Технические средства обучения в курсе ОБЖ: классификация технических средств обучения, педагогические требования к техническим средствам обучения, значение ТСО в курсе ОБЖ, виды ТСО, соблюдение техники безопасности при работе с ТСО.
  8. Педагогические требования к средствам обучения.
  9. Виды электронных образовательных ресурсов, эффективность их применения при обучении безопасности жизни.

Практическая работа: составление таблицы «Формы использования ТСО на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ».

Тема: Урок – основная форма обучения безопасности жизнедеятельности.

  1. Форма обучения как педагогическая категория.
  2. Разнообразие форм организации учебной деятельности в школьном курсе «ОБЖ». Классификация форм обучения, их специфика, взаимосвязь.
  3. Особенности уроков ОБЖ. Характерные признаки урока.
  4. Функции урока ОБЖ.
  5. Структурные компоненты современного урока.
  6. Основные элементы современного урока.
  7. Специфика урочных занятий по ОБЖ, основная функция.
  8. Типы уроков ОБЖ, их сущность, структура. Обусловленность этапов проведения урока.
  9. Особенности организации разных этапов урока ОБЖ в зависимости от целей урока, функциональная значимость каждого типа урока.
  10. Значение современного урока ОБЖ в формировании у обучающихся компетенций по ФГОС.

Тема: Технология планирования и подготовки урока ОБЖ.

  1. Планирование и его виды. Годовое и тематическое планирование по ОБЖ. Этапы работы по составлению годового, тематического плана.
  2. Технология подготовки учителя к учебным занятиям по курсу «ОБЖ», подготовка урока по ОБЖ.
  3. Поурочное планирование. Требования к составлению плана-конспекта урока.
  4. Проектирование целей урока, универсальных учебных действий, направленных на формирование у обучающихся компетенций по ФГОС.

Практическая работа

  1. Составление годового и тематического плана в соответствии с учебной программой (для любого класса – на выбор студента).
  2. Проектирование целей урока, в соответствии с требованиями к ЗУН и компетенциям обучающихся, предъявляемыми ФГОС БЖД и учебной программой (по любой теме, для любого класса – на выбор студента).

Тема: Внеурочные занятия по ОБЖ.

  1. Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности по ОБЖ.
  2. Сущность, функции и необходимость внеурочной работы по ОБЖ.
  3. Виды внеурочной работы учащихся, их цель и организация.
  4. Виды внеурочной работы: домашние задания, опыты, практические работы, самостоятельные наблюдения, чтение учебно-научной и научно-популярной литературы.
  5. Классификация домашних заданий.
  6. Рекомендации обучающимся по эффективной организации выполнения домашних заданий.
  7. Связь внеурочной работы с урочной деятельностью по ОБЖ.

Тема: Специфика внеклассной работы по ОБЖ.

  1. Место внеклассной работы по ОБЖ в организационно-воспитательном процессе, ее отличие от внеурочной работы.
  2. Значение внеклассной работы по ОБЖ для образования и воспитания культуры личной безопасности у учащихся, ее задачи.
  3. Массовые внеклассные мероприятия по ОБЖ.
  4. Групповые внеклассные занятия по ОБЖ.
  5. Индивидуальная работа с учащимися по ОБЖ.

Тема: Особенности планирования внеклассных и внеурочных занятий по ОБЖ.

  1. Место домашних заданий, внеурочных практических работ по ОБЖ в тематическом плане.
  2. Особенности планирования внеклассных занятий по ОБЖ.
  3. Проектирование целей внеклассных занятий по ОБЖ.

Практическая работа

  1. Планирование и составление заданий разных видов для домашней работы учащихся на основе учебной программы (по любой теме, для любого класса – на выбор студента).
  2. Проектирование целей внеклассного занятия по ОБЖ с учетом требований образовательной программы (по любой теме, для любого класса – на выбор студента).

Тема: Методы обучения ОБЖ в школе.

  1. Поливариативность подходов к трактовке понятия «метод обучения» в современной науке. Классификация методов.
  2. Характеристика групп методов, их сущность, организация, значение: словесные методы, наглядные методы, практические методы.
  3. Значение сочетания методов в учебном процессе.

Тема: Практические методы в преподавании ОБЖ в школе.

  1. Особенности практических методов, их значение в курсе ОБЖ в школе.
  2. Виды практических методов, сущность каждого вида.
  3. Этапы реализации практических методов.
  4. Сущность и значение метода наблюдения.
  5. Организация и методика ведения наблюдения.
  6. Факторы, способствующие успешности ведения наблюдения, их эффективность.
  7. Значение сочетания практических методов с другими методами в преподавании ОБЖ.

Тема: Экскурсии в преподавании ОБЖ в школе.

  1. Значение экскурсий в формировании культуры безопасности у школьников в курсе ОБЖ.
  2. Виды экскурсий, сущность каждого вида.
  3. Темы экскурсий по ОБЖ, их цели (по учебной программе).
  4. Этапы подготовки и проведения экскурсии, сущность и значение каждого из этапов.
  5. Организация и методика ведения наблюдения в ходе экскурсии.
  6. Факторы, способствующие успешности ведения экскурсии, условия их эффективности.
  7. Значение сочетания разных методов в процессе проведения экскурсии по ОБЖ.

Тема: Практические работы в преподавании ОБЖ в школе.

  1. Значение практических работ по ОБЖ в формировании культуры безопасного поведения.
  2. Виды практических работ по ОБЖ, специфика.
  3. Темы практических работ по ОБЖ, их цели (по учебной программе).
  4. Этапы подготовки и проведения практической работы, сущность и значение каждого из этапов.
  5. Организация и методика ведения наблюдения в ходе практической работы.
  6. Алгоритм оформления практической работы в тетрадях.
  7. Факторы, способствующие успешности проведения практической работы, условия их эффективности.
  8. Значение сочетания разных методов в процессе проведения экскурсии по ОБЖ.

Тема: Ведущие методические приемы обучения ОБЖ.

  1. Понятие об учебном методическом приеме.
  2. Организационные приемы обучения ОБЖ в школе.
  3. Технические приемы обучения ОБЖ в школе.
  4. Логические приемы обучения ОБЖ в школе. Проблемная ситуация.
  5. Сочетание методических приемов.
  6. Выбор методов и приемов обучения, их сочетание в учебном процессе по преподаванию ОБЖ.

Тема: Общие формы организации обучения учащихся.

  1. Фронтальные формы организации обучения ОБЖ.
  2. Групповые организационные формы обучения школьников ОБЖ.
  3. Индивидуальная работа с учащимися в курсе ОБЖ.

Практическая работа: работа в группах (кооперированно-групповая форма) – планирование и представление фрагмента урока (любого типа, любого этапа) с использованием индивидуальной и групповой формы (звеньевой, бригадной, кооперированно-групповой, парной).

Тема: Организация повторения и закрепления на уроках БЖД.

  1. Функции повторения и закрепления.
  2. Формы и методы повторения и закрепления на уроках БЖД.
  3. Методика организации повторения и закрепления.
  4. Виды заданий для повторения и закрепления на уроках ОБЖ.

Практическая работа в группах: составление заданий для повторения и закрепления ЗУН по ОБЖ на разных ступенях школьного образования.

Тема: Виды, методы и формы контроля ЗУН учащихся. Оценивание по ОБЖ в школе.

  1. Виды контроля результатов обучения.
  2. Методы и формы организации контроля обучения по ОБЖ.
  3. Особенности текущего, тематического и итогового контроля по ОБЖ.
  4. Устный, письменный опрос, их формы.
  5. Оценивание по ОБЖ в школе.

Практическая работа в группах: составление контрольных заданий по ОБЖ для средней и старшей школы, соответствующих разным видам, методам и формам организации контроля.

Тема: Методика планирования и организации занятий по обеспечению БЖ учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий.

  1. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни.
  2. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в школе.
  3. Методика планирования и организации занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся при проведении массовых мероприятий.

Практическая работа в группах: составление ситуационных задач по разным видам происшествий в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий с целью разрешения этих задач на уроках с учащимися.

Тема: Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) локального характера.

  1. Виды опасных и чрезвычайных ситуаций локального характера.
  2. Методика проведения теоретических занятий с учащимися по подготовке к действиям в опасных и чрезвычайных ситуаций локального характера.
  3. Методика проведения практических занятий с учащимися по подготовке к действиям в опасных и чрезвычайных ситуаций локального характера.
  4. Значение занятий с учащимися по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуаций локального характера.

Практическая работа в группах: составление ситуационных задач по ЧС локального характера с целью разрешения этих задач на уроках с учащимися и отработки алгоритма действий при разных видах происшествий.

Тема: Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.

  1. Классификация ЧС природного и техногенного происхождения.
  2. Методика проведения теоретических занятий с учащимися по подготовке к действиям по организации защиты от последствий ЧС природного и техногенного происхождения.
  3. Методика проведения практических занятий с учащимися по подготовке к действиям по организации защиты от последствий ЧС природного и техногенного происхождения.

Практическая работа в группах: составление ситуационных задач по ЧС техногенного происхождения с целью разрешения этих задач на уроках с учащимися и отработки алгоритма действий при разных видах происшествий.

Тема: Методика проведения занятий по гражданской обороне.

  1. Организация Российской системы предупреждения и действий в ЧС.
  2. Методика ознакомления учащихся с современными средствами поражения и их поражающими факторами.
  3. Методика ознакомления учащихся с основными мероприятиями ГО.

Практическая работа в группах: составление ситуационных задач по гражданской обороне с целью разрешения их на уроках с учащимися и отработки алгоритма действий при разных видах современных средств поражения.

Тема: Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности.

  1. Обусловленность работы с родителями по вопросам безопасности детей.
  2. Формы работы с родителями по БЖ.
  3. Индивидуальная работа с родителями по вопросам безопасности детей.
  4. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности, значение.

Практическая работа в группах

  1. Составление ситуационных задач, связанных с опасностями в быту, с целью разрешения этих задач на уроках с учащимися и отработки алгоритма действий при разных видах бытовых происшествий.
  2. Разработка буклетов «Как вести себя при опасностях в быту».
  3. Разработка плана-конспекта мероприятия с родителями по вопросам безопасности детей в быту.

Тема: Методика организации и проведения Дня защиты детей.

  1. Сроки проведения Дня защиты детей.
  2. Цели и задачи Дня защиты детей.
  3. Планирование и подготовка праздника «День защиты детей».
  4. Основные практические мероприятия, проводимые в День защиты детей.
  5. Организация и методика проведения Дня защиты детей.

Практическая работа в группах: составление сценария проведения Дня защиты детей.

Тема: Методика организации и проведения учебных сборов по ОБЖ в 10 классе.

  1. Документы, регламентирующие проведение учебных сборов в общеобразовательных учреждениях.
  2. ФГОС по ОБЖ о порядке и цели проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) общего образования по курсу ОБЖ.
  3. Требования к результатам проведения учебных сборов и уровню подготовки старшеклассников по окончании учебных сборов по ОБЖ в 10 классе.

Тема: Учет возрастных особенностей младшего школьного возраста при обучении БЖД.

  1. Ведущий вид деятельности младшего школьника.
  2. Восприятие младшего школьника.
  3. Внимание младшего школьника.
  4. Особенности мышления младшего школьника.
  5. Значение памяти в познавательной деятельности младшего школьника.
  6. Сочетание игровой и учебной деятельности с производительным трудом в процессе изучения ОБЖ.

Тема: Учет возрастных особенностей подростков и старшеклассников при обучении БЖД.

  1. Восприятие и внимание в подростковом возрасте.
  2. Особенности мышления подростков.
  3. Нравственное и социальное формирование личности подростков.
  4. Старший школьный возраст – период созревания человека.
  5. Расцвет умственной деятельности в юности.
  6. Формирование нравственных и социальных качеств у старшеклассников.
  7. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения ОБЖ.

Тема: Планирование, подготовка и проведение уроков и внеклассных мероприятий по безопасности жизнедеятельности.

Практические работы

  1. Разработка плана-конспекта урока в соответствии с ФГОС, согласно учебной программе для ступени основного общего образования (по любой теме, для 8 или 9 класса – на выбор студента). Защита – представление плана-конспекта с применением презентации.
  2. Разработка плана-конспекта урока в соответствии с ФГОС, согласно учебной программе для ступени среднего общего образования (по любой теме, для 10 или 11 класса – на выбор студента). Защита – представление плана-конспекта с применением презентации.
  3. Разработка плана-конспекта внеклассного занятия по ОБЖ с учетом требований образовательной программы (по любой теме, для 1 – 11 класса – на выбор студента). Защита – представление плана-конспекта с применением презентации.

Тема: Особенности подготовки к ГЭ по ОБЖ.

  1. Типы контрольных заданий.
  2. Методика выполнения контрольных заданий по ОБЖ.
  3. Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям по методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности

Тема: Основные компоненты воспитания культуры личной безопасности человека.

  1. Образовательные цели безопасности жизнедеятельности.
  2. Составляющие воспитания культуры личной безопасности:
  • мировоззренческая подготовка, нравственная подготовка,
  • правовая подготовка,
  • экологическая подготовка,
  • политехническая подготовка,
  • эстетическая подготовка,
  • медицинская подготовка,
  • физическая подготовка,
  • психологическая подготовка.

Тема: Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся БЖД.

  1. Шесть уровней непрерывного обучения БЖД.
  2. Основные принципы непрерывного обучения БЖД.
  3. Мировоззренческая, нравственная и правовая составляющие воспитания культуры личной безопасности.
  4. Экологическое политехническое и эстетическое воспитание в системе формирования культуры личной безопасности.
  5. Значение медицинской, физической и психологической подготовки в формировании культуры личной безопасности.

Тема: Уровни и принципы непрерывного обучения БЖД.

  1. Первый уровень непрерывного обучения ОБЖ – дошкольное образование.
  2. Цель, задачи непрерывного обучения ОБЖ в общеобразовательной школе.
  3. Начальная и средняя профессиональная школа как третий и четвертый уровни обучения ОБЖ.
  4. Цель высшей школы в области непрерывного обучения БЖД.
  5. Послевузовское профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности.
  6. Система принципов реализации непрерывного обучения безопасности жизнедеятельности.

Тема: Структура и содержание образовательной области «ОБЖ» в школе.

  1. Место предмета «ОБЖ» в образовании и его состояние.
  2. Цель и задачи образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
  3. Объем и структура образовательной области «ОБЖ» в школе.
  4. Документы, определяющие объем и содержание ОБЖ в школе, ФГОС по ОБЖ.
  5. Особенности базового и профильного уровней обучения ОБЖ в школе по ФГОС.
  6. Анализ учебных программ по ОБЖ, их специфика.
  7. Разделы курса «ОБЖ» и их содержание.
  8. Распределение тем курса по классам школы.
  9. Связь содержания курса «ОБЖ» с другими предметами (межпредметные связи).

Тема: Учебно-материальная база при обучении ОБЖ.

  1. Значение учебно-материальной базы в процессе обучения ОБЖ.
  2. Составляющие учебно-материальной базы (кабинет ОБЖ со специальным оборудованием, уголок гражданской обороны, спортивная площадка, тир и др.).
  3. Понятие «материальное обеспечение курса». Кабинет ОБЖ. Значение учебно-материального оснащения кабинета в выполнении государственного стандарта по ОБЖ.
  4. Учебное оборудование кабинета. Виды учебного оборудования кабинета ОБЖ. Рекомендации по оборудованию кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
  5. Стенды кабинета ОБЖ.
  6. Учебно-методический комплекс по ОБЖ.
  7. Уголок гражданской обороны, требования к его содержанию.
  8. Значение спортивной площадки в преподавании безопасности жизнедеятельности.
  9. Функции тира как компонента учебно-материальной базы преподавания БЖ.

Практическая работа

  1. Составление паспорта кабинета ОБЖ.
  2. Составление и оформление папки «Стендовые материалы» по темам школьной учебной программы ОБЖ (частично задание выполняется дома).

Тема: Средства обучения БЖД.

  1.  Средства обучения для оснащения курса ОБЖ. Общая характеристика средств обучения.
  2. Вербальные средства обучения. Структура, содержание, оформление учебников.
  3. Учебно-методические пособия, предназначенные для изучения ОБЖ в школе.
  4. Натуральные средства обучения, которые применяются в ОБЖ.
  5. Изображения предметов и явлений.
  6. Аудиовизуальные средства обучения.
  7. Технические средства обучения в курсе ОБЖ: классификация технических средств обучения, педагогические требования к техническим средствам обучения, значение ТСО в курсе ОБЖ, виды ТСО, соблюдение техники безопасности при работе с ТСО.
  8. Педагогические требования к средствам обучения.
  9. Виды электронных образовательных ресурсов, эффективность их применения при обучении безопасности жизни.

Практическая работа: составление таблицы «Формы использования ТСО на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ».

Тема: Урок – основная форма обучения безопасности жизнедеятельности.

  1. Форма обучения как педагогическая категория.
  2. Разнообразие форм организации учебной деятельности в школьном курсе «ОБЖ». Классификация форм обучения, их специфика, взаимосвязь.
  3. Особенности уроков ОБЖ. Характерные признаки урока.
  4. Функции урока ОБЖ.
  5. Структурные компоненты современного урока.
  6. Основные элементы современного урока.
  7. Специфика урочных занятий по ОБЖ, основная функция.
  8. Типы уроков ОБЖ, их сущность, структура. Обусловленность этапов проведения урока.
  9. Особенности организации разных этапов урока ОБЖ в зависимости от целей урока, функциональная значимость каждого типа урока.
  10.  Значение современного урока ОБЖ в формировании у обучающихся компетенций по ФГОС.

Тема: Технология планирования и подготовки урока ОБЖ.

  1. Планирование и его виды. Годовое и тематическое планирование по ОБЖ. Этапы работы по составлению годового, тематического плана.
  2. Технология подготовки учителя к учебным занятиям по курсу
    «ОБЖ», подготовка урока по ОБЖ.
  3. Поурочное планирование. Требования к составлению плана-конспекта урока.
  4. Проектирование целей урока, универсальных учебных действий, направленных на формирование у обучающихся компетенций по ФГОС.

Практическая работа

  1. Составление годового и тематического плана в соответствии с учебной программой (для любого класса – на выбор студента).
  2. Проектирование целей урока, в соответствии с требованиями к ЗУН и компетенциям обучающихся, предъявляемыми ФГОС БЖД и учебной программой (по любой теме, для любого класса – на выбор студента).

Тема: Внеурочные занятия по ОБЖ.

  1. Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности по ОБЖ.
  2. Сущность, функции и необходимость внеурочной работы по ОБЖ.
  3. Виды внеурочной работы учащихся, их цель и организация.
  4. Виды внеурочной работы: домашние задания, опыты, практические работы, самостоятельные наблюдения, чтение учебно-научной и научно-популярной литературы.
  5. Классификация домашних заданий.
  6. Рекомендации обучающимся по эффективной организации выполнения домашних заданий.
  7. Связь внеурочной работы с урочной деятельностью по ОБЖ.

Тема: Специфика внеклассной работы по ОБЖ.

  1. Место внеклассной работы по ОБЖ в организационно-воспитательном процессе, ее отличие от внеурочной работы.
  2. Значение внеклассной работы по ОБЖ для образования и воспитания культуры личной безопасности у учащихся, ее задачи.
  3. Массовые внеклассные мероприятия по ОБЖ.
  4. Групповые внеклассные занятия по ОБЖ.
  5. Индивидуальная работа с учащимися по ОБЖ.

Тема: Особенности планирования внеклассных и внеурочных занятий по ОБЖ.

  1. Место домашних заданий, внеурочных практических работ по ОБЖ в тематическом плане.
  2. Особенности планирования внеклассных занятий по ОБЖ.
  3. Проектирование целей внеклассных занятий по ОБЖ.

Практическая работа

  1. Планирование и составление заданий разных видов для домашней работы учащихся на основе учебной программы (по любой теме, для любого класса – на выбор студента).
  2. Проектирование целей внеклассного занятия по ОБЖ с учетом требований образовательной программы (по любой теме, для любого класса – на выбор студента).

Тема: Методы обучения ОБЖ в школе.

  1. Поливариативность подходов к трактовке понятия «метод обучения» в современной науке. Классификация методов.
  2.  Характеристика групп методов, их сущность, организация, значение: словесные методы, наглядные методы, практические методы.
  3. Значение сочетания методов в учебном процессе.

Тема: Практические методы в преподавании ОБЖ в школе.

  1. Особенности практических методов, их значение в курсе ОБЖ в школе.
  2. Виды практических методов, сущность каждого вида.
  3.  Этапы реализации практических методов.
  4. Сущность и значение метода наблюдения.
  5. Организация и методика ведения наблюдения.
  6. Факторы, способствующие успешности ведения наблюдения, их эффективность.
  7. Значение сочетания практических методов с другими методами в преподавании ОБЖ.

Тема: Экскурсии в преподавании ОБЖ в школе.

  1. Значение экскурсий в формировании культуры безопасности у школьников в курсе ОБЖ.
  2. Виды экскурсий, сущность каждого вида.
  3. Темы экскурсий по ОБЖ, их цели (по учебной программе).
  4. Этапы подготовки и проведения экскурсии, сущность и значение каждого из этапов.
  5. Организация и методика ведения наблюдения в ходе экскурсии.
  6. Факторы, способствующие успешности ведения экскурсии, условия их эффективности.
  7. Значение сочетания разных методов в процессе проведения экскурсии по ОБЖ.

Тема: Практические работы в преподавании ОБЖ в школе.

  1. Значение практических работ по ОБЖ в формировании культуры безопасного поведения.
  2. Виды практических работ по ОБЖ, специфика.
  3. Темы практических работ по ОБЖ, их цели (по учебной программе).
  4. Этапы подготовки и проведения практической работы, сущность и значение каждого из этапов.
  5. Организация и методика ведения наблюдения в ходе практической работы.
  6. Алгоритм оформления практической работы в тетрадях.
  7. Факторы, способствующие успешности проведения практической работы, условия их эффективности.
  8. Значение сочетания разных методов в процессе проведения экскурсии по ОБЖ.

Тема: Ведущие методические приемы обучения ОБЖ.

  1. Понятие об учебном методическом приеме.
  2. Организационные приемы обучения ОБЖ в школе.
  3. Технические приемы обучения ОБЖ в школе.
  4. Логические приемы обучения ОБЖ в школе. Проблемная ситуация.
  5. Сочетание методических приемов.
  6. Выбор методов и приемов обучения, их сочетание в учебном процессе по преподаванию ОБЖ.

Тема: Общие формы организации обучения учащихся.

  1. Фронтальные формы организации обучения ОБЖ.
  2. Групповые организационные формы обучения школьников ОБЖ.
  3. Индивидуальная работа с учащимися в курсе ОБЖ.

Практическая работа: работа в группах (кооперированно-групповая форма) – планирование и представление фрагмента урока (любого типа, любого этапа) с использованием индивидуальной и групповой формы (звеньевой, бригадной, кооперированно-групповой, парной).

Тема: Организация повторения и закрепления на уроках БЖД.

  1. Функции повторения и закрепления.
  2. Формы и методы повторения и закрепления на уроках БЖД.
  3. Методика организации повторения и закрепления.
  4. Виды заданий для повторения и закрепления на уроках ОБЖ.

Практическая работа в группах: составление заданий для повторения и закрепления ЗУН по ОБЖ на разных ступенях школьного образования.

Тема: Виды, методы и формы контроля ЗУН учащихся. Оценивание по ОБЖ в школе.

  1. Виды контроля результатов обучения.
  2. Методы и формы организации контроля обучения по ОБЖ.
  3. Особенности текущего, тематического и итогового контроля по ОБЖ.
  4. Устный, письменный опрос, их формы.
  5. Оценивание по ОБЖ в школе.

Практическая работа в группах: составление контрольных заданий по ОБЖ для средней и старшей школы, соответствующих разным видам, методам и формам организации контроля.

Тема: Методика планирования и организации занятий по обеспечению БЖ учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий.

  1. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни.
  2. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в школе.
  3. Методика планирования и организации занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся при проведении массовых мероприятий.

Практическая работа в группах: составление ситуационных задач по разным видам происшествий в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий с целью разрешения этих задач на уроках с учащимися.

Тема: Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) локального характера.

  1. Виды опасных и чрезвычайных ситуаций локального характера.
  2. Методика проведения теоретических занятий с учащимися по подготовке к действиям в опасных и чрезвычайных ситуаций локального характера.
  3. Методика проведения практических занятий с учащимися по подготовке к действиям в опасных и чрезвычайных ситуаций локального характера.
  4. Значение занятий с учащимися по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуаций локального характера.

Практическая работа в группах: составление ситуационных задач по ЧС локального характера с целью разрешения этих задач на уроках с учащимися и отработки алгоритма действий при разных видах происшествий.

Тема: Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения.

  1. Классификация ЧС природного и техногенного происхождения.
  2. Методика проведения теоретических занятий с учащимися по подготовке к действиям по организации защиты от последствий ЧС природного и техногенного происхождения.
  3. Методика проведения практических занятий с учащимися по подготовке к действиям по организации защиты от последствий ЧС природного и техногенного происхождения.

Практическая работа в группах: составление ситуационных задач по ЧС техногенного происхождения с целью разрешения этих задач на уроках с учащимися и отработки алгоритма действий при разных видах происшествий.

Тема: Методика проведения занятий по гражданской обороне.

  1. Организация Российской системы предупреждения и действий в ЧС.
  2. Методика ознакомления учащихся с современными средствами поражения и их поражающими факторами.
  3. Методика ознакомления учащихся с основными мероприятиями ГО.

Практическая работа в группах: составление ситуационных задач по гражданской обороне с целью разрешения их на уроках с учащимися и отработки алгоритма действий при разных видах современных средств поражения.

Тема: Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности.

  1. Обусловленность работы с родителями по вопросам безопасности детей.
  2. Формы работы с родителями по БЖ.
  3. Индивидуальная работа с родителями по вопросам безопасности детей.
  4. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности, значение.

Практическая работа в группах

  1. Составление ситуационных задач, связанных с опасностями в быту, с целью разрешения этих задач на уроках с учащимися и отработки алгоритма действий при разных видах бытовых происшествий.
  2. Разработка буклетов «Как вести себя при опасностях в быту».
  3. Разработка плана-конспекта мероприятия с родителями по вопросам безопасности детей в быту.

Тема: Методика организации и проведения Дня защиты детей.

  1. Сроки проведения Дня защиты детей.
  2. Цели и задачи Дня защиты детей.
  3. Планирование и подготовка праздника «День защиты детей».
  4. Основные практические мероприятия, проводимые в День защиты детей.
  5. Организация и методика проведения Дня защиты детей.

Практическая работа в группах: составление сценария проведения Дня защиты детей.

Тема: Методика организации и проведения учебных сборов по ОБЖ в 10 классе.

  1. Документы, регламентирующие проведение учебных сборов в общеобразовательных учреждениях.
  2. ФГОС по ОБЖ о порядке и цели проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) общего образования по курсу ОБЖ.
  3. Требования к результатам проведения учебных сборов и уровню подготовки старшеклассников по окончании учебных сборов по ОБЖ в 10 классе.

Тема: Учет возрастных особенностей младшего школьного возраста при обучении БЖД.

  1. Ведущий вид деятельности младшего школьника.
  2. Восприятие младшего школьника.
  3. Внимание младшего школьника.
  4. Особенности мышления младшего школьника.
  5. Значение памяти в познавательной деятельности младшего школьника.
  6. Сочетание игровой и учебной деятельности с производительным трудом в процессе изучения ОБЖ.

Тема: Учет возрастных особенностей подростков и старшеклассников при обучении БЖД.

  1. Восприятие и внимание в подростковом возрасте.
  2. Особенности мышления подростков.
  3. Нравственное и социальное формирование личности подростков.
  4. Старший школьный возраст – период созревания человека.
  5. Расцвет умственной деятельности в юности.
  6. Формирование нравственных и социальных качеств у старшеклассников.
  7. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения ОБЖ.

Тема: Планирование, подготовка и проведение уроков и внеклассных мероприятий по безопасности жизнедеятельности.

Практические работы

  1. Разработка плана-конспекта урока в соответствии с ФГОС, согласно учебной программе для ступени основного общего образования (по любой теме, для 8 или 9 класса – на выбор студента). Защита – представление плана-конспекта с применением презентации.
  2. Разработка плана-конспекта урока в соответствии с ФГОС, согласно учебной программе для ступени среднего общего образования (по любой теме, для 10 или 11 класса – на выбор студента). Защита – представление плана-конспекта с применением презентации.
  3. Разработка плана-конспекта внеклассного занятия по ОБЖ с учетом требований образовательной программы (по любой теме, для 1 – 11 класса – на выбор студента). Защита – представление плана-конспекта с применением презентации.

Тема: Особенности подготовки к ГЭ по ОБЖ.

  1. Типы контрольных заданий.
  2. Методика выполнения контрольных заданий по ОБЖ.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)