Организация современного урока ОБЖ

Каждый компонент связан со всеми другими компонентами. Изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов.

Типы и виды уроков (по М. И. Махмутову)

Тип урока определяется дидактической целью. Единого подхода к классификации типов уроков нет. Рациональной классификацией типов и видов урока, на наш взгляд, является система.

Структура (этапы) уроков

Урок изучения нового материала

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Усвоение новых знаний (изучение нового материала).
  4. Выполнение заданий на понимание.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Итог урока. Выводы по уроку.
  8. Домашнее задание.

Урок совершенствования ЗУН

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Формирование знаний, умений, навыков и их применение в стандартных и меняющихся условиях (практическая работа на основе теоретических знаний; упражнения и задания разного типа).
  4. Итог урока. Выводы по уроку.
  5. Домашнее задание.

Урок обобщения и систематизации

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Повторение и обобщение понятий, положений, правил, фактов, событий, явлений и т.п. (основных теоретических положений и ведущих идей науки).
  4. Систематизация: знаний; практических умений.
  5. Итог урока. Выводы по уроку.
  6. Домашнее задание.

Урок контроля

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Проверка: знаний фактического материала (фронтальная беседа, индивидуальный опрос); знаний основных понятий, законов и умения объяснить их сущность (письменная работа); глубины осмысления знаний и степени их обобщения (самостоятельное составление таблиц, письменный опрос) практических умений (практические задания).
  4. Выполнение комплексных творческих работ.
  5. Итог урока. Выводы по уроку.
  6. Домашнее задание.

Комбинированный урок

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Проверка домашнего задания (ранее усвоенного материала).
  4. Восприятие и осмысление знаний.
  5. Обобщение и систематизация знаний.
  6. Итог урока. Выводы по уроку.
  7. Домашнее задание.

Проблемный урок

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания и увязывание темы урока с содержанием предыдущего.
  3. Создание проблемной ситуации и формулирование учащимися главной проблемы или вопроса, связанного с ней.
  4. Определение плана работы и формулирование вариантов решения в процессе реализации этого плана.
  5. Проверка вариантов решения (теоретическим или эмпирическим путем).
  6. Систематизация и закрепление нового материала.
  7. Применение полученных знаний в новой ситуации (на практике или в теории) на уроке или в ходе выполнения домашнего задания.

Проектирование целей урока

Одним из первых шагов при подготовке к любому уроку, занятию, внеклассному мероприятию является проектирование целей.

Цель – это конечный результат той или иной деятельности. Цель – система ценностей, которые надо формировать у учащихся в процессе обучения предмету.

Основная цель обучения безопасности жизнедеятельности – формирование культуры личной безопасности и ценностного отношения к здоровью и жизни человека; формирование способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Триединая дидактическая цель урока

Образовательная – предполагает обеспечение усвоения основных понятий, формирование знаний, умений и навыков (научных знаний, специальных умений и навыков).

Воспитательная – предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера:

  • патриотическое,
  • экологическое,
  • эстетическое,
  • нравственное,
  • трудовое,
  • санитарно-гигиеническое воспитание,
  • становление и развитие нравственных,
  • мировоззренческих устоев личности (культура безопасности, навыки экологической культуры, здоровьесбережение).

Развивающая – предполагает развитие психических качеств личности:

  • памяти,
  • мышления,
  • речи,
  • внимания,
  • воображения,
  • эмоций,
  • воли,
  • самостоятельности,
  • развитие познавательного интереса,
  • творческих способностей,
  • общеучебных умений и навыков (формировать умение выделять существенные признаки и свойства,
  • развивать умение устанавливать единые,
  • общие признаки и свойства материала,
  • развивать умения классифицировать факторы,
  • делать обобщающие выводы,
  • развивать самостоятельность,
  • критичность мышления.

Общеучебные (универсальные) умения и навыки

1 группа.

Собственно-психологические умения:

  • умения внимательно слушать,
  • внимательно читать, адекватно воспринимать информацию, запоминать услышанное, увиденное, прочитанное; умения осознавать и самостимулировать (мотивировать) свою учебную деятельность.

2 группа.

Учебно-интеллектуальные умения:

  • умения анализировать диаметрически,
  • сравнивать,
  • классифицировать,
  • типологизировать,
  • абстрагировать,
  • конкретизировать,
  • обобщать,
  • выделять главное,
  • существенное,
  • синтезировать,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • аналогии,
  • исследовательские умения (постановка задач, выработка гипотез, поиск методов решения, дополнения, проверка),
  • умения находить ассоциации и пользоваться ими.

3 группа.

Учебно-познавательные умения:

  • умение составлять план ответа или выступления, тезисы, конспект, реферат, рецензию, агитацию;
  • умение пользоваться различными видами чтения (чтение диагональное, вертикальное и др.);
  • умения читать и писать в заданном темпе;
  • умения участвовать в учебной дискуссии, вести полемику, задавать уточняющие вопросы, вопросы вообще, аргументировать, доказывать, литературным языком излагать свои мысли;
  • практические исследовательские умения (умения наблюдать, ставить опыты, проводить эксперимент, осуществлять измерения, конспектировать, моделировать); обязательное умение – пользоваться ТСО.

4 группа.

Поисково-информационные учебные умения (библиографические):

  • умения обращаться со словарем,
  • энциклопедиями,
  • справочниками,
  • каталогами,
  • оглавлением,
  • картотеками,
  • пользоваться печатными,
  • аудио-,
  • видеосредствами информации,
  • электронными образовательными ресурсами.

5 группа.

Организационно-познавательные учебные умения:

  • умение планировать текущую и перспективную работу,
  • умения организовать себя на выполнение поставленной задачи,
  • осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, вести познавательную деятельность в коллективе,
  • умение сотрудничать при решении учебных задач (умения объяснить, оказать помощь, принять помощь).

 

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)