Схемы анализа современного урока ОБЖ

После проведения каждого урока учитель должен задавать себе вопросы: что у меня сегодня в ходе проведения получилось, что – нет? В чем причины? Что надо изменить в следующий раз? Анализ урока с целью дальнейшей корректировки своей деятельности можно провести с использованием специальных схем, которые помогают детально и эффективно осуществить аналитическую работу.

Схема самоанализа урока

I. Выполнение требований программы. Определите место урока в теме и в общем курсе. Соответствовало ли содержание урока требованиям программы? Были ли допущены какие-нибудь отклонения от программы? (если – да, то почему? Являются они необходимыми или случайными?) Оцените оптимальность содержания урока (объем, актуальность, сложность, доступность, научность, политехническая направленность и т. д.). Если не все программные элементы выполнены, то определите причины их невыполнения.

II. Решение основных образовательных, воспитательных и развивающих целей. Подумайте, правильно ли были определены цели урока. Удалось ли связать их с целями предыдущих и последующих уроков? Были ли достигнуты основные цели урока? далось ли на уроке уделить должное внимание формированию логических умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; специальных и общеучебных умений и навыков?

III. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся.
Как формировали и развивали УУД – личностные, предметные, метапредметные? Какие учебные задания для этого применяли?

IV. Обоснование избранной структуры, методов и методических приемов ведения урока. Обоснуйте сделанный вами выбор типа и вида урока. Какие методы, методические приемы вы использовали на разных этапах урока, почему? Какие, на ваш взгляд, методы показались вам наиболее эффективными? Как реализовали условие сочетания методов, в связи с чем?

V. Использование МТБ кабинета, средств обучения. Как вы применяли имеющееся в кабинете оборудование? Какое оборудование и с какой целью вы использовали для реализации методов? Какие мультимедийные средства использовали? Что вам необходимо еще приобрести для изучения тем безопасности?

VI. Анализ и контроль деятельности учащихся. Насколько активны были ученики в ходе занятия? Грамотность, научность их ответов. Как вы осуществляли мотивацию учеников к деятельности? Контроль за деятельностью учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Проанализируйте, как оценивалась работа учащихся, ее эффективность. Какие виды деятельности учеников оценивали? Каковы критерии оценки? (При этом помните: недопустима оценки личности ученика, его работы в сравнении с другими учащимися.) Сколько оценок поставлено за урок, какие?

VII. Формулировка домашнего задания. Как задавалось домашнее задание: сформулирована ли цель его выполнения; был ли инструктаж детальным и четким; озвучены ли требования к оформлению письменных заданий; было ли проверено, как учащиеся его записали? Какие типы заданий были предложены учащимся (репродуктивные, творческие; индивидуальные, групповые)?

VIII. Настроение учителя после урока. Какие чувства и эмоции вы испытали во время урока, сразу после окончания урока и через некоторое время (несколько дней) после проведения урока? Как вы это объясните для себя? Что нужно откорректировать?

Системный анализ урока

Поэлементный системный анализ может реализоваться не только при самоконтроле, но и при осуществлении контроля за рабой учителя (в соответствии с целью посещения урока контролируемые элементы могут меняться).

Каждый элемент урока оценивается по пятибалльной системе:

  • 5 – отлично;
  • 4 – хорошо;
  • 3 – удовлетворительно;
  • 2 – отсутствие элемента, неудовлетворительно.

Далее выводится средний балл урока и определяется уровень проведения урока:

  • 2 – 2,8 – неудовлетворительный уровень;
  • 2,8 – 3,5 – удовлетворительный;
  • 3,5 – 4,4 – хороший;
  • 4,4 – 5 – отличный.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)