Внутренний водный транспорт

Речной транспорт занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов. Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет от 65 до 90%, тогда как в целом по России этот показатель в 1995 г. составил всего 3,7%.

Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания.

Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 101 тыс. км, при этом на 70% их длины гарантируется определенная глубина в течение навигации.

Внутренний водный транспорт обладает следующими достоинствами:

  • глубоководные внутренние водные пути обладают большой провозной способностью (перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным путям обходятся в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам);
  • требует значительно меньших (в 6-7 раз) капитальных затрат на 1 км пути, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности;
  • низкие удельные затраты энергии.

Основные недостатки речного транспорта:

  • низкая скорость; географические ограничения (работает преимущественно в меридиональном направлении, обеспечивая грузообмен между северными и южными районами страны), что вызывает необходимость комбинировать виды транспорта;
  • сезонный характер и ограниченность погодными условиями, а иногда и временем суток.

На внутреннем водном транспорте применяются следующие показатели использования судов речного флота: производительность судна (транспортная работа в тонно-километрах или пассажиро-километрах в единицу времени, обычно в сутки, исчисляемая на 1 л.с. или 1 т грузоподъемности); показатель использования грузового судна по грузоподъемности (отношение массы груза, погруженного в судно, на его грузоподъемность); доля ходового времени с грузом (отношение тоннаже-суток хода судна с грузом на общее количество тоннаже-суток в эксплуатации); время оборота судна (время, затраченное на движение судна от пункта погрузки до пункта выгрузки и обратно, включая время, необходимое на начальные и конечные операции, задержки в пути и технические операции; общий грузооборот порта (суммарное количество грузов в тоннах, отправленных из порта и поступивших в порт).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)