Влияние класса на социализацию

Поступление в вуз происходит по-разному в семьях из разных социальных слоев. У рабочих и крестьян ниже мотивация на достижение этой цели, они реже ориентируют детей на поступление в вуз, внушая им, что хорошие знания не всегда дают высокую зарплату. В российском обществе так и происходило: после окончания вуза интеллигенция получала меньше, чем рабочие, не окончившие средней школы.

Тенденция неэквивалентной оплаты труда сохраняется в целом и сегодня, хотя во второй половине 90-х годов обозначилась противоположная тенденция: добиться хорошей карьеры и престижной, высокооплачиваемой работы без высшего образования невозможно. Высокие конкурсы в вузах, расширение количества последних, в том числе частных, свидетельствуют о преодолении наметившегося в начале 90-х годов кризиса образования. Быть студентом снова стало престижно.

Интеллигенция, заполняющая три слоя среднего класса — нижний, средний и верхний, независимо от своих доходов ориентирует детей только на высшее образование. Родители, даже сильно ограниченные в материальных возможностях, вкладывают деньги в образование детей.

Формула «лучшее капиталовложение — это образование наших детей» выступает лейтмотивом всей жизни среднего класса, который сам сформирован из представителей образованной части общества. Дети вырастают в постоянной ориентированности на вузовское образование. У них всегда находятся нужные социализаторы, способные дать правильный совет, для них мобилизуются все семейные доходы, им создается благоприятная духовная среда во время обучения.

Ничего подобного нет в семьях рабочих и крестьян, основная часть которых относится к низшему классу независимо от размеров дохода. Дети здесь мало ориентированы на вузовское обучение. Живого примера высокообразованного специалиста, занятого престижным и творческим трудом, в ближайшем окружении они не видят.

Правда, в советском обществе, где путь наверх был открыт представителям всех слоев и классов, сформировалась так называемая надклассовая модель социализации. К высшему образованию у нас стремились все — дети рабочих, крестьян и интеллигенции.

Более того, первым при поступлении даже отдавали предпочтение. Вуз был мечтой всей советской молодежи. Данная традиция, или модель поведения, сохранилась и в 90-е годы, хотя реализовать ее стало крайне непросто. Высшее образование раздробилось на бесплатное государственное с высоким конкурсом поступления и платное коммерческое и полукоммерческое, где конкурса практически не было, но зато была непомерно высокая плата. В результате перед низшим классом возникло сразу два фильтра:

x высокий конкурс на бесплатное обучение;

x высокая плата в негосударственные вузы.

Эти социальные барьеры сделали высшее образование для низшего класса почти недоступным. Для преодоления высокого конкурса нужны обширные знания и основательная подготовка, которые не способна дать рядовая российская средняя школа, где и обучается подавляющая часть детей из низшего класса.

Платные вузы недоступны не потому, что не подготовлены дети, а потому, что к рыночной жизни оказались неподготовленными их родители: они не имеют собственного бизнеса, не трудятся в коммерческом секторе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)