Власть, контроль и воля

Как отмечает Перлз, «желательность самоконтроля в нашем обществе не подвергается сомнению; с другой стороны, мало рационального понимания того, что это такое».

Если понимать волю как способность к самодетерминации и саморегуляции, то таким образом она частично включает в себя процессы контроля. В психологии волевое поведение определяется:

  • как осознанный выбор реакции (поведения) из ряда альтернатив (при помощи управления стимулами);
  • как преодоление препятствий на пути к цели;
  • как подавление спонтанных стремлений и чувств, блокирование действий (Шибутани, 1998);
  • как процесс управления вниманием (произвольная концентрация и переключение);
  • как процесс мобилизации усилий. В индивидуальном сознании, в представлениях «наивных» людей это понятие прочно занимает свое место, обозначая некий способ осуществления действий, который связан с преодолением трудностей, сопровождается чувством усилия и протекает под контролем сознания.

Воля может быть направлена не только на внешние, но и на внутренние препятствия. В случае, когда человек сосредоточен на себе самом, результаты могут быть как позитивные, так и негативные.

Самоконтроль и умение подавлять сиюминутные побуждения, мешающие достижению цели, социально одобряются. Иногда самоконтроль более выгоден окружающим людям, обществу, нежели самому человеку.

Л.М. Веккер отмечает, что регуляционно-волевые процессы основываются на проприоцептивных ощущениях. Прежде чем ребенок научится использовать предметы, он должен научиться контролировать свои движения. Овладение собственным телом является важным шагом на пути к формированию Я-концепции.

«Я» зарождается в тот момент, когда ребенок начинает осознавать, что он управляет своими движениями. Таким образом, первоначально контроль связан с переживанием мышечных усилий, которые приводят к намеченным целям.

Если человек способен контролировать свое тело, над произвольными движениями, общество может воздействовать на него посредством социальных норм. Четкость их соблюдения зависит от усилий индивида.

Таким образом, тело является своеобразным «порогом», местом встречи активности субъекта и направленной на него воспитательной и ограничительной активности общества. В итоге человек делит события на случившееся с ним и сделанное им, «свое» и «чужое», «предсказуемое» и «не- предсказуемое».

С одной стороны, утверждается, что индивид с выраженным воспри- ятием контроля прилагает больше усилий для достижения цели, оптимисти- чески настроен и уверен в себе, внимателен к новой информации. С другой стороны, имеются данные о негативном влиянии воспринимаемого контроля (далее – ВК) на самочувствие и поведение, а также об отсутствии связи меж- ду ВК и поведением.

Эти противоречия могут объясняться недостаточной определенностью термина «воспринимаемый контроль». Как писал Ф. Перлз, «желательность самоконтроля в нашем обществе не подвергается сомнению, с другой стороны, мало рационального понимания того, что это такое»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)