Социальная история тела

Отношение к телу в различные исторические эпохи определялось различиями в типах государств, в ведущем способе производства и в доминирующей религии. Тем не менее, в западной цивилизации в течение ее дли- тельного развития сложилось негативное отношение к телу. Его оценивали как «темницу» души, источник тревог и неконтролируемых желаний, наконец, как тот аспект человеческого существования, который связывает чело- века с миром животных.

Заметим, что для первобытных культур столь драматическое рассмотрение проблемы взаимоотношения души и тела не было не характерным. Когда душа отделяется от тела, это означает сон (или другое особое состояние сознания), смерть, болезнь, одержимость. Для обозначения бестелесной души, принадлежащей живому человеку, а также покинутого ею тела, в примитивных языках используются особые слова, не являющиеся синонимами слова «человек».

«Мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти?

Они задавались вопросом, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях? …Древние дикари-философы …сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом».

Но при этом и жизненная сила, и душа могут отделяться от тела. Так постепенно зарождалась и утверждалась идея бессмертия души. Однако первобытная концепция тела не насыщена негативными характеристиками. Тело здесь является своего рода храмом, созданным богами, его проект отражает проект мира:

«Глаза, кровеносная система, дыхание, лоб, уши, губы, затылок, нос, глаза, руки, торс, ноги находятся между собой и внешним миром в тесной функциональной и смысловой связи …эта их взаимосвязь не может быть поставлена под сомнение, ибо форма человеческого тела пред- дана человеку богами.

Каждая часть тела имеет собственный магический знак, который остается неизменно активным как в теле, так и вне его. …древнее …тело не «заселено» …Никто не имеет власти над ним и никому оно не принадлежит. Тело оказывается проекцией на внешний мир, как тот, в свою очередь, проектирует через него свои органы и гармонии».

В. Подорога отмечает, что человеческое тело является частью микро- косма и в этом смысле не существует отдельно как принадлежащее только человеку или его душе: «тело сделано без нас и нашего участия, мы одарены им на время и не в силах оспорить или отменить собственное воплощение».

В античной культуре, как утверждает М. Бахтин, человеческое тело предстает как классическое «внешнее тело», т. е. объект для наблюдения: в нем все открыто и потому должно быть прекрасно. Однако идеи индивидуальной ответственности за свое тело еще не волновали античное общество, хотя в философии стоиков уже отчетливо проявляются идеи «разумного гедонизма» и необходимости контролировать телесную жизнь, в частности желания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)