Социальные законы формирования телесности

Тесная связь ребенка с обществом задана биологически. Младенец – это еще потенциальный человек: он полностью беспомощен, нуждается в уходе и защите; выжить без взрослых он не в состоянии. Зрелость у людей наступает гораздо позже, чем у большинства крупных приматов.

А.Ш. Тхостов (1992, 1994, 2002) указывает, что онтогенез человека в свете культуры – это история формирования человеческого тела, деления внутри него на субъект и объект. Ребенку, овладевающему произвольными движе- ниями, тело должно представать в качестве объекта. Осваивая собственное тело, он параллельно формирует собственное «Я».

По мере освоения тело «растворяется» в субъекте и проявляет себя лишь в особых случаях. Такое тело, полностью подчиненное субъекту, – это универсальный зонд. Оно осознается лишь на уровне границ, разделяющих мир и субъекта.

Вообще же реальность тела ощущается в точке сопротивления. Телесное развитие ребенка еще до момента его рождения оказывается социально обусловленным, по- скольку нормы поведения беременных женщин, ухода за ними различаются в каждой культуре.

В каждом обществе фиксируются параметры «идеального» тела на основе которых формируется и получает оценку телесность отдельного человека. Социально закреплены техники ухода за ребенком и его воспитания: особенности пеленания, кормления, лечения.

Для каждой исторической эпохи характерны уникальные цели и формы телесного контроля. Например, в средние века, как полагает И.С. Кон, детей физически ограничивали в основном для того, чтобы они не поранили себя, стремясь обеспечить их безопасность. Проявления сексуальной активности (особенно у мальчиков) поощрялись.

Вообще, внутренние побуждения ребенка практически не являлись объектом педагогических воздействий. Отсутствие в средние века строгого контроля над детьми может объясняться тем, что ребенок имел низкий социальный статус, его жизнь была малозначимой.

По мере то- го, как статус ребенка повышается, воспитанию и контролю над поведением и над телом начинает уделяться все больше и больше внимания. Под контроль подпадают не только активные действия ребенка, но и его мысли, чувства. В детском своеволии начинают видеть источник всяческих пороков. Проявления телесной жизни также начинают ограничивать. Нормируется даже сон: в некоторых странах ребенок должен был спать так, чтобы под одеялом невозможно было угадать формы его тела.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)