Виды и формы обучения

Непрерывность дополнительного профессионального образования персонала предполагает использование различных видов обучения: подготовку, переподготовку, повышение квалификации (табл. 1).

Подготовка персонала – это формирование у работников знаний и навыков в определенной профессии, т. е. обучение лиц, ранее не имевших профессии. Начальную профессиональную подготовку работников осуществляют образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

Переподготовка персонала – это система мероприятий, обеспечивающих получение новых профессий или специальностей, т. е. обучение лиц, имеющих профессию с целью их переквалификации. Одной из разновидностей переподготовки является обучение вторым (смежным) профессиям лиц, имеющих профессию, с целью расширения их профессионального профиля.

Повышение квалификации персонала – это углубление, расширение и дополнение приобретенной квалификации, т. е. это обучение лиц, имеющих профессию, с целью их профессионального совершенствования.

В зависимости от продолжительности программ дополнительного профессионального образования работников различают:

  • краткосрочные программы повышения квалификации объемом до 100 учебных часов, предназначенные для повышения квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решения соответствующих профессиональных задач;
  • среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 учебных часов, предназначенные для комплексного повышения квалификации со специализацией по должности;
  • программы профессиональной переподготовки объемом от 500 до 1000 часов, осуществляемые с целью адаптации специалистов к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности;
  • программы дополнительно к высшему профессиональному образованию объемом свыше 1000 часов, осуществляемые в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации.

В России предусмотрена возможность обучения работников по модульным образовательным программам, при распределенном освоении которых вводится понятие равноценности дополнительного профессионального образования. При этом освоение нескольких образовательных модулей в рамках модульных программ краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению среднесрочной программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки при условии соответствия их по направлению, содержанию и форме.

Таким образом, предусматривается целостная система профессионального развития работников, при которой дополнительное профессиональное образование может иметь непрерывный характер и проводиться постоянно в течение всей трудовой жизни работника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)