Виды адаптационных программ

При разработке программ адаптации и формировании перечня адаптационных мероприятий для нового сотрудника необходимо ответить на четыре основных вопроса:

  1. Кого адаптируем?
  2. Как адаптируем? (Мероприятия и инструменты адаптации);
  3. Кто ответственен за процесс адаптации? (Участники адаптационного процесса);
  4. Когда это происходит? (Этапы адаптации нового сотрудника).

Для работников разных категорий целесообразно создание отдельных адаптационных программ, учитывающих следующие факторы:

  • содержание работы;
  • статус и уровень ответственности;
  • рабочее окружение;
  • личностные особенности сотрудника.

Как правило, разрабатывают следующие виды адаптационных программ:

  • для рабочих;
  • для менеджеров среднего звена;
  • для руководителей.

Такое разделение позволяет учитывать особенности профессиональной деятельности и психологические особенности каждой группы работников.

Адаптационная программа рабочих. Адаптация рабочего начинается с составления карты личностных и профессиональных характеристик работника, которые определяют наиболее приемлемую форму его подготовки. Традиционной практикой является прикрепление к рабочему наставника, работающего, как правило, в одном с новичком подразделении.

Представление нового работника производится руководителем того структурного подразделения, где будет работать вновь принятый работник, или сотрудником службы персонала.

Адаптация менеджеров среднего звена. В программу адаптации менеджеров среднего звена включается этап ознакомления с соответствующей документацией. Вновь принятому работнику вручается следующий пакет документов:

  • краткое описание предприятия;
  • организационная структура предприятия;
  • план цехов, подразделений предприятия;
  • список служебных телефонов;
  • философия компании;
  • обязательство о неразглашении коммерческой тайны;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • бланк адаптации.

Представление нового сотрудника коллективу, ознакомление с рабочим процессом происходит при обязательном участии сотрудника службы персонала.

Способами подачи ознакомительного материала являются проведение специализированных семинаров, ознакомительные брошюры, электронные тренинги.

Контроль процесса адаптации и соответствующую помощь вновь принятому сотруднику осуществляет руководитель более высокого звена.

Адаптация руководителей. Процесс адаптации руководителей помимо ознакомления вновь принятого сотрудника с пакетом адаптационных документов, состав которых аналогичен пакету адаптационных документов менеджера среднего звена, предполагает ознакомление с регламентами, положениями, приказами, которые необходимы для более глубокого понимания работы организации.

Руководитель вводится в должность генеральным директором или директором по персоналу, который представляет нового сотрудника коллективу. Служба управления персоналом предоставляет новичку необходимую информацию о традициях организации, потенциале каждого сотрудника, сведения об особенностях социально-психологического климата, сложившегося в коллективе.

В некоторых интернациональных компаниях адаптационные программы разрабатываются для разных категорий сотрудников в зависимости от стажа их предыдущей работы.

Пример: В компании «Эрнст энд Янг» разработаны три типа адаптационных программ:

1. Адаптационная программа для выпускников вузов, которая включает обучение техническим знаниям западного бухгалтерского учета и основным сведениям об «Эрнст энд Янг» (3–4 дня), выездной семинар в доме отдыха в Подмосковье по развитию навыков командной работы и коммуникационных навыков. После двух месяцев работы предусмотрено двухнедельное адаптационное мероприятие: одна неделя – ориентация (сотрудникам объясняется, что компания понимает под термином конфиденциальность информации, как правильно работать в компьютерной системе, каковы особенности телефонной связи, показываются учебные фильмы, проводятся деловые игры); вторая неделя – ознакомление с особенностями работы в том или ином отделе. На этом этапе программа по адаптации переходит в программу по развитию и постоянной оценке работы сотрудников.

2. Адаптационные программы для сотрудников, которые имеют опыт работы в других компаниях, предусматривают однодневный тренинг, в течение которого их информируют о корпоративной культуре, миссии фирмы, стратегии развития, организационной структуре, вопросах конфедициальности.

3. Адаптационные программы для иностранных сотрудников, которые приезжают в офисы Москвы или СНГ, предусматривает ознакомление с правилами поведения, культурными особенностями и т. д.

Таким образом целесообразно разрабатывать адаптационные программы для разных категорий персонала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)