Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: понятие и сущность

Существует ряд определений понятий «мотивация» и «стимулирование». Ряд авторов считают, что мотивация – это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации. Так, Генкин Б. М. определяет мотивацию как «процесс создания индивидууму стимулов для достижения поставленных перед ним целей»; Самыгин С. И. – как «процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации».

Стимулирование, т. е. побуждение сотрудников к определенным действиям, предполагает воздействие внешних факторов, т. е. выполнение ими «чужой воли» менеджера. При таком подходе основная задача менеджера заключается в создании условий, при которых могут быть достигнуты высокие результаты труда.

Однако важную роль в повышении эффективности и результативности работы играют ценностные ориентации, убеждения, взгляды, потребности человека. С учетом этих позиций мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и «внешних факторов».

К внутриличностным факторам могут быть отнесены природные свойства индивида и индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, способности), а также система потребностей и интересов работника. Именно внутриличностные факторы объясняют различие мотивационных структур отдельных людей, разную степень влияния на них одинаковых стимулов. Вместе с тем, человек не рождается с готовой мотивацией, ее формирование во многом обусловлено социально-экономическими условиями, воспитанием, внешней средой.

Наиболее полным и отражающим различные аспекты является, на наш взгляд, определение Кибанова А. Я.: «Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов».

Специалисты рассматривают стимулирование, предполагающее ориентацию практики управления на фактическую структуру ценностных установок и интересов работника, как практику решения проблемы повышения эффективности его труда. Цель стимулирования – наиболее полная реализация имеющегося трудового потенциала работника.

Мотивация предполагает долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентаций и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.

Таким образом, мотивация и стимулирование трудовой деятельности работника являются взаимосвязанными понятиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)