Условия организации образовательного процесса с учетом особенностей восприятия детьми учебного материала

В рамках дифференцированного подхода в обучении необходимо организовать для каждого обучающегося комфортную среду, что позволит повысить качество образовательного процесса.

Одна из главных задач обучения в школе – создание определенных условий, обеспечивающих всестороннее целостное развитие способностей каждого обучающегося.

Исходя из этого, появляется другая не менее важная задача – выявить детей, обнаруживающих незаурядные способности и склонности в конкретных областях знаний, и создать условия для их дальнейшего развития.

Нужен не уравнивающий всех обучающихся подход к их способностям, а такой, который всесторонне развивал бы способности каждого обучающегося с учетом их склонностей и интересов.

Здесь большую роль могут играть факультативные курсы, познавательные и художественные кружки и т.д.

Не только от деятельности педагога, но и от познавательных способностей и возможностей обучающихся зависит успешность усвоения учебного материала, прочность и осмысленность полученных знаний, темп освоения программы и общий уровень развития, что обусловлено особенностями мыслительной деятельности, памяти и восприятия, а также физическим развитием.

Отсюда следует, что перед педагогами встает проблема нейтрализации негативных последствий возникающих противоречий и усиления положительных, то есть организации условий, позволяющих использовать фактические и потенциальные возможности каждого обучающегося, решение которой связано с реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к организации образовательного процесса.

Интересно
Для определения условий обучения детей с дифференциацией по типу модальности необходимо установить, на каких этапах образовательного процесса возможно применение дифференцированного подхода.

Открытие нового знания. На данном этапе необходимо учитывать в первую очередь индивидуальные особенности обучающихся в умении учиться и умственных способностях, чем будет обусловлен выбор сложности задания в самостоятельной работе.

Использование заданий, обращенных к различным анализаторам, способствуют лучшему усвоению и закреплению знаний в рамках ведущей модальности.

Ориентация на результат. Ориентирование на результат определяет содержание вводимого материала. Педагог, учитывая способности и возможности обучающихся определяет какой объем информации и в каком виде подавать обучающимся, дифференцирует тренировочные и самостоятельные работы.

Закрепление материала. На этапе закрепления материала необходимость дифференциации в упражнениях особо велика – обучающимся требуются задания не в одинаковом количестве и не на одинаковом уровне сложности.

Так ученикам с более высокими умственными способностями рекомендуется давать дополнительные задания, углубляющие и расширяющие их знания.

Важно на данном этапе организовать образовательный процесс таким образом, чтобы создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.

Необходимо, чтобы обучающиеся выполняли посильную для себя работу, так как в ходе выполнения учебных упражнений формируются практические умения и навыки, усваиваются теоретические знания.

Контроль и самоконтроль. Для реализации главной цели начальной ступени образования – умения учиться, необходимо обратить особое внимание на формирование навыков к само- и взаимоконтролю, само- и взаимооценке, отсутствие которых приводит к формальному характеру учебной деятельности и не определяет конечный результат.

Контроль и оценка деятельности в большей степени направлены на процесс формирования знаний у обучающихся, чем на выявление определенных результатов в этих знаниях.

Контроль и оценка не подразумевают сравнения успехов обучающихся с успехами сверстников, а определяется только в динамике относительно предыдущих результатов ребенка.

При проведении самоконтроля и самооценки обучающиеся индивидуально определяют уровень своих способностей и возможностей и с учетом этого выбирают задания, с которыми они могут справиться, поэтому оценка деятельности ребенка определяется исходя из выбранного им уровня сложности заданий.

Основной функцией контроля является постоянное прослеживание хода выполнения учебных задач, своевременное обнаружение погрешностей в их выполнении и коррекция этих погрешностей. Деятельность контроля педагога заключается в выявлении уровня сформированности навыков учебной деятельности на разных этапах обучения и в процессе формирования общих способностей ребенка.

Домашнее задание.

Выделяется несколько традиционных путей дифференциации домашних заданий:

  • Дополнительные задания обучающимся.
  • Разработка заданий для разных групп обучающихся.
  • Инструктаж по заданиям для отдельных групп обучающихся. К.Д. Ушинский утверждал: «Прежде, чем воспитать ученика во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях». Учитель выбирает форму и объем домашнего задания исходя из анализа особенностей обучающихся. Некоторым обучающимся требуется особая помощь при определении домашнего задания.
  • Указание на аналогии.
  • Объяснение на примерах.
  • Разбор трудных сторон заданий.
  • Разъяснение содержания работы.
  • Предоставление алгоритма.
  • Сообщение методов выполнения заданий.

Иногда учителя используют карточки и схемы, способствующие выполнению домашних заданий, помогая выделить главное в изученном материале.

Опыт дифференциации и индивидуализации развития обучения был накоплен за период практической реализации идей личностноориентированных взаимоотношений учителя и обучающихся Е.Л. Александровой, М.В. Алешиной, Л.Н. Петровой, И.Д. Сотниковой, Т.В. Чирковой и другими.

Они оценивали влияние использования разных каналов восприятия на познавательную активность в рамках образовательного процесса и исследовали материально-технические и психолого-педагогические условия организации обучения детей с учетом ведущей модальности.

Рассмотрим, какие условия организации образовательного процесса с учетом ведущей модальности выделяют современные исследователи.

Место за партой. Правильное определение места за партой с учетом психофизиологических особенностей младших школьников позволяет обеспечить более продуктивное восприятие, снять защитные реакции от новой информации и предупредить возникновение детских неврозов и стрессов.

Таким образом, за первые парты следует посадить визуалов, так как основную информацию такие дети получают с доски либо из учебника. Аудиалов размещают за средние парты, а кинестетиков – за последние.

Освещенность. Зачастую естественной освещенности класса недостаточно для обеспечения комфортных условий визуалам.

Для обучающихся, использующих преимущественно визуальный канал восприятия особенно важно, чтобы рабочее место было достаточно освещено.

Недостаточность освещения значительно снижает познавательную активность визуалов, поэтому необходимо организовать искусственное освещение, комфортное для детей-визуалов.

Уровень шума. Даже незначительный шум в классе нарушает процесс усвоения материала у аудиалов, такие дети должны обучаться в тишине.

Для обеспечения этих условий учителю необходимо постоянно поддерживать дисциплину в классе, что, как показывает практика, удается далеко не всегда.

Также у аудиалов возникают сложности при работе в группе, так как уровень шума при такой форме работы значительно повышается, поэтому таким обучающимся комфортнее обучаться с помощью лекционных форм организации урока.

Интересно
Комфорт рабочего места. У кинестетиков неудобства различного рода могут затормозить познавательный процесс, этим детям в первую очередь нужно обеспечить комфорт рабочего места: мягкие подушки на стульях, возможность беспрепятственного передвижения по классу (от рабочего места к доске), соблюдение физминуток на уроках.

Кинестетикам желательны движения во время урока (мять пластилин, массажировать пальцы, перебирать камешки или крупу и т. д.), чтобы оптимально активизировать умственную деятельность.

Сочетание цветов. Правополушарные и левополушарные дети по-разному воспринимают цветовые сочетания «доска – мел».

Левополушарным обучающимся комфортнее с таким сочетанием цветов: темная доска – светлый мел, который традиционно используется в большинстве школ, а правополушарным детям наоборот необходимо сочетание: светлая доска – темный мел.

При несоблюдении данного условия организации образовательного процесса потеря информации может достигать 34% и более.

Для визуалов и кинестетиков также важна яркость и красочность представляемых на уроке дидактических материалов, чем контрастнее и насыщеннее цвета используются, тем легче обучающимся концентрировать внимание на этих материалах.

Использование различных наглядных материалов. Использование наглядности на уроках играет важную роль в усвоении учебного материала визуалами и кинестетиками.

Красочность представляемых иллюстраций способствует концентрации визуалов на изучаемой информации, а текстурность и объемность раздаточного материала позволяет легче воспринимать информацию кинестетикам.

Использование ключевых слов модальностей. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет обучающимся продуктивнее усваивать материал, используя при этом свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Способствует многосенсорной подаче использование специфических ключевых слов каждой модальности.

Ключевыми словами визуальной модальности являются следующие: наблюдать, смотреть, картина, видеть, ракурс, фокус, мелькать, туманно, ярко, отчетливо и др.

Ключевые слова кинестетической модальности: прикасаться, хватать, ощущать, чувствовать, шероховатый, теплый, мягкий, холодный, гладкий и т.д.

Слушать, громкий, звенеть, стучать, кричать, скрипеть, слышать, тихий, громкий и т.д. – ключевые слова аудиальной модальности.

Дифференциация заданий. Работая с визуалами, рекомендуется активно использовать таблицы, схемы и наглядные пособия, представляющие целостно, но кратко материал урока.

Для кинестетиков важно прочувствовать информацию урока, стать его частью. Таких детей полезно звать к доске, чтобы они «сыграли» часть информации урока.

Например, при изучении задач на движение такие ученики могут показать виды движений (однонаправленное, разнонаправленное, встречное). При работе с кинестетиками нужно учитывать, что они обучаются посредством мышечной памяти, то есть им необходимо предлагать задания, предполагающие движения, жесты и прикосновения.

В работе с аудиалами необходимо менять интонацию голоса, давать задания устно, под диктовку (например – математический диктант). При организации образовательного процесса учителю необходимо обладать гибким стилем преподавания, использующим многосенсорное представление информации.

Только, воздействуя комплексно на все каналы восприятия и меняя модальность употребляемых слов, вызывая различные эмоции и переживания, можно достигнуть взаимопонимания и личностного контакта с каждым обучающимся.

Педагоги и обучающиеся, обмениваясь информацией в терминах разных модальностей, часто сталкиваются с неточностью в понимании друг друга.

Интересно
Только используя одну модальность можно обеспечить доверительные отношения на подсознательном уровне. При выборе методов и приемов обучения педагогам необходимо учитывать особенности обучающихся (функциональные асимметрии, ведущий канал восприятия, обучаемость, обученность и др.).

Для обучения левополушарных детей предпочтительнее использовать дискретный подход, а для правополушарных детей характерно обучение от целого к части.

Л.М. Митина в своем исследовании определяет, что экспериментальные данные подтверждают значительное улучшение качественных и количественных показателей внимания (на 20,3 %) и памяти (на 19,7 %) в условиях учета модальностей обучающихся.

Используя описанные условия организации образовательного процесса можно значительно повысить уровень усвоения учебного материала обучающимися, что в свою очередь повысит общий уровень владения математическими понятиями младших школьников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)