Урок в технологиях развивающего обучения

Структура урока в системе Л.В. Занкова может существенно варьироваться.

Цели урока подчиняются не только формированию и проверке знаний и умений, но и развитию свойств личности ребенка. Урок строится в форме сотрудничества учителя и учащихся. Учитель должен организовать в классе полилог, основанный на самостоятельной мыслительной деятельности детей.

Основная методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Эта цель достигается посредством создания проблемных ситуаций, составления и обсуждения плана урока вместе с учащимися, создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, опоры на субъектный опыт учеников, стимуляции детей к выполнению задания различными способами, высказыванию своей точки зрения без боязни ошибиться, использования на уроке разноуровневого дидактического материала, дающего ученику свободу выбора, оценивания (правильно/неправильно) не только конечного результата, но и всего процесса деятельности.

Можно выделить следующие особенности урока в системе Занкова:

  • гибкая структура, конкретизация целей, методов и средств обучения в зависимости от назначения урока и его тематического содержания;
  • ход познания – «от учеников»;
  • преобразующий характер деятельности детей: наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, выясняют закономерности;
  • самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями;
  • включение ориентировочно-исследовательской реакции, творческой инициативы учеников путем использования эффекта неожиданности заданий;
  • помощь и поощрение со стороны учителя;
  • организация учителем коллективного поиска, создание ситуаций общения с помощью вопросов и заданий, пробуждающих самостоятельную мысль учеников, инициативу в выборе способов работы;
  • создание обстановки для естественного самовыражения детей.

Эффективность проведения уроков в данной системе, несомненно, зависит от подготовки учителя.

В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова главным методом обучения является постановка и решение учебных задач. В рамках одного урока решить учебную задачу невозможно. Поэтому планирование уроков осуществляется на период, включающий постановку и решение одной учебной задачи. При этом уроки делятся на вводные (или постановочные) и все остальные.

Постановочные уроки наиболее сложные и ответственные, т.к. на них учитель должен помочь детям перейти от известного способа действий к неизвестному

Для этого он ставит учебную задачу, т.е. показывает ограниченность в применении освоенного способа действий. Это происходит в несколько этапов.

На первом этапе учащиеся выполняют задания, не вызывающие затруднений и создающие уверенность в собственных силах.

На следующем этапе дети оценивают свою степень владения старым способом. Самооценку рекомендуется проводить в письменной форме, чтобы учитель поработал с оценкой каждого ребенка, а дети впоследствии смогли критически отнестись к своей самооценке.

Ключевой этап урока – постановка задачи, которую невозможно решить старым способом.

Эти задачи предлагаются авторами курса «Окружающий мир» в учебных пособиях.

Дальнейший ход урока учитель планирует, исходя из возможностей класса. Особенно важно продумать формулировку вопросов с учетом как «тупиковых», так и оригинальных предложений детей. На уроке развивающего обучения учитель должен быть всегда готов свернуть с намеченного пути и принять направление, предложенное учениками.

На обобщающих уроках проводится работа детей по окончательному овладению новыми способами действий. Учитель должен предоставить детям возможность работать с зафиксированной схемой действий, применяя ее на разнообразном предметном материале.

На последнем уроке темы организуется постепенный переход от коллективных форм работы к индивидуальной работе каждого ученика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)