Урок в технологиях развивающего обучения
Структура урока в системе Л.В. Занкова может существенно варьироваться.
Цели урока подчиняются не только формированию и проверке знаний и умений, но и развитию свойств личности ребенка. Урок строится в форме сотрудничества учителя и учащихся. Учитель должен организовать в классе полилог, основанный на самостоятельной мыслительной деятельности детей.
Эта цель достигается посредством создания проблемных ситуаций, составления и обсуждения плана урока вместе с учащимися, создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, опоры на субъектный опыт учеников, стимуляции детей к выполнению задания различными способами, высказыванию своей точки зрения без боязни ошибиться, использования на уроке разноуровневого дидактического материала, дающего ученику свободу выбора, оценивания (правильно/неправильно) не только конечного результата, но и всего процесса деятельности.
Можно выделить следующие особенности урока в системе Занкова:
- гибкая структура, конкретизация целей, методов и средств обучения в зависимости от назначения урока и его тематического содержания;
- ход познания – «от учеников»;
- преобразующий характер деятельности детей: наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, выясняют закономерности;
- самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями;
- включение ориентировочно-исследовательской реакции, творческой инициативы учеников путем использования эффекта неожиданности заданий;
- помощь и поощрение со стороны учителя;
- организация учителем коллективного поиска, создание ситуаций общения с помощью вопросов и заданий, пробуждающих самостоятельную мысль учеников, инициативу в выборе способов работы;
- создание обстановки для естественного самовыражения детей.
Эффективность проведения уроков в данной системе, несомненно, зависит от подготовки учителя.
В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова главным методом обучения является постановка и решение учебных задач. В рамках одного урока решить учебную задачу невозможно. Поэтому планирование уроков осуществляется на период, включающий постановку и решение одной учебной задачи. При этом уроки делятся на вводные (или постановочные) и все остальные.
Для этого он ставит учебную задачу, т.е. показывает ограниченность в применении освоенного способа действий. Это происходит в несколько этапов.
На первом этапе учащиеся выполняют задания, не вызывающие затруднений и создающие уверенность в собственных силах.
На следующем этапе дети оценивают свою степень владения старым способом. Самооценку рекомендуется проводить в письменной форме, чтобы учитель поработал с оценкой каждого ребенка, а дети впоследствии смогли критически отнестись к своей самооценке.
Эти задачи предлагаются авторами курса «Окружающий мир» в учебных пособиях.
Дальнейший ход урока учитель планирует, исходя из возможностей класса. Особенно важно продумать формулировку вопросов с учетом как «тупиковых», так и оригинальных предложений детей. На уроке развивающего обучения учитель должен быть всегда готов свернуть с намеченного пути и принять направление, предложенное учениками.
На обобщающих уроках проводится работа детей по окончательному овладению новыми способами действий. Учитель должен предоставить детям возможность работать с зафиксированной схемой действий, применяя ее на разнообразном предметном материале.
На последнем уроке темы организуется постепенный переход от коллективных форм работы к индивидуальной работе каждого ученика.
- Методы и формы организации контроля
- Виды контроля результатов обучения
- Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
- Проектная деятельность младших школьников
- Внеклассная работа по естествознанию
- Домашняя работа по естествознанию
- Методика проведения фенологических наблюдений
- Внеурочная работа по естествознанию
- Классификация экскурсий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу