Урок — основная форма организации учебного процесса

Методические основы построения урока физической культуры

Основной формой физического воспитания учащихся является учебная работа в школе, которая осуществляется на уроках физической культуры. Содержание уроков определяется в соответствии с одной из программ по физическому воспитанию и документов планирования.

В основании структурирования урока по физической культуре лежат биологические закономерности реакции организма на физическую нагрузку.

Рассмотрим методические основы построения урока через его структурные части: подготовительную, основную и заключительную.

Назначение подготовительной части заключается в организации учащихся, активизации их внимания, подготовке организма к физическим нагрузкам. Продолжительность подготовительной части занимает около 8-12 мин. Она начинается с сообщения о задачах урока, его организации, последовательности прохождения учебного материала.

В подготовительной части решаются следующие задачи:

  1. Задачи биологического аспекта — подготовка организма учащихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы и вегетативных функций, восстановление индивидуально возможной подвижности в сочленениях, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока).
  2. Задачи педагогического аспекта — формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движений.

В зависимости от класса, типа урока задачи педагогического аспекта могут требовать на одних уроках больше времени, на других — меньше. Например, перед контрольными уроками, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, подготовительную часть целесообразно посвятить разминке, т. е. решению в большей степени задач биологического аспекта.

В младших классах или на уроках, направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта.

Функциональная подготовка организма учащихся к предстоящей деятельности достигается посредством строевых упражнений, разновидностей передвижений, танцевальных упражнений, подвижных игр, общеразвивающих и вольных упражнений с элементами на координацию движений.

Последовательность выполнения комплексов общеразвивающих упражнений предполагает поочередное воздействие на основные мышечные группы, постепенное увеличение нагрузки.

Содержание комплексов физических упражнений условно делят на две части: первая связана с всесторонней активизацией органов и структур организма, усилением деятельности дыхания, кровообращения, обменных процессов; вторая — с усилением функциональной деятельности тех органов и структур, которые будут обеспечивать двигательную активность в последующих физических упражнениях.

Если первая часть комплекса может быть относительно постоянной, то вторая — конкретной для каждого занятия исходя из его основных задач.

Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, т. к. они могут снизить работоспособность учащихся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость.

Резкой границы между подготовительной и основной частями урока не должно быть. Решение наиболее сложных задач урока осуществляется в его основной части, которая занимает 20-25 мин.

Здесь проводятся обучение новым двигательным действиям, повторение и закрепление пройденного учебного материала, воспитание физических качеств и развитие способностей.

Учебно-воспитательный процесс в основной части урока протекает более успешно, если соблюдаются следующие методические правила:

  • изучение нового материала следует проводить в период наибольшей активности учащихся, на фоне их повышенной работоспособности (как правило, в начале основной части урока);
  • к повторению и совершенствованию изученных приемов и действий целесообразно приступать после изучения нового материала;
  • упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением, статические усилия — с динамическими и т. д.;
  • при воспитании физических качеств и развитии способностей соблюдать такую последовательность: скоростные упражнения, силовые упражнения и упражнения на развитие выносливости;
  • упражнения на точность и координацию движений предшествуют упражнениям, требующим больших или длительных мышечных напряжений.

В соответствии с этими методическими правилами основную часть урока подразделяют на обучающую и развивающую части.

В первой из них преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, а во второй — с развитием физических способностей. В обучающей части также проводится учет знаний, умений и навыков, освоенных учениками в соответствии со школьной программой.

Заключительная часть урока имеет целью восстановление функциональной активности организма школьников и обеспечение перехода их от возбужденного состояния к более спокойному и уравновешенному.

На заключительную часть отводится примерно 3-5 мин. Здесь используют относительно спокойные, малоинтенсивные упражнения (например, ходьбу, умеренный бег, перестроения, дыхательные упражнения, массаж и упражнения на расслабление мышц).

Также могут быть использованы отвлекающие упражнения (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, маршировка с песней и т. п.). Затем учитель подводит итоги урока, дает домашние задания, при необходимости проводит инструктаж к следующему уроку.

Типология уроков физической культуры

Классификация уроков физической культуры.

По степени освоения изучаемого материала выделяют уроки:

  • вводные (проводимые, как правило, в начале учебного года);
  • изучение нового материала;
  • повторение и совершенствование;
  • контрольные;
  • смешанные (комбинированные), решающие одновременно задачи нескольких типов уроков.

По преимущественной направленности уроки физической культуры могут быть:

  • общей физической подготовки (наиболее распространенные среди урочных форм занятий);
  • учебно-тренировочные (используемые преимущественно во вне учебной спортивно-массовой работе, т. к. они по своей направленности приближены к закономерностям спортивной тренировки);
  • лечебной физической культуры (организуются для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе).

На использование того или иного типа урока оказывает влияние возраст учащихся. Так, в младших классах преимущественно применяются смешанные уроки, а по мере взросления учащихся использование таких уроков сводится к минимуму.

И в то же время одноцелевые, однонаправленные уроки (изучение нового материала, повторение и совершенствование и др.) проводятся от класса к классу все в большей мере. Помимо урочных, в физкультурном образовании учащихся используются неурочные занятия.

К числу основных разновидностей данной формы занятий следует отнести:

  • индивидуальные занятия учащихся (утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельная тренировка, выполнение домашнего задания);
  • групповые занятия, организуемые и проводимые самими учащимися (игры во время перемен);
  • массовые мероприятия (массовые старты, забеги, соревнования).

Задачи урока физической культуры

В зависимости от длительности выполнения задачи физкультурного образования учащихся делятся:

  • на общие, которые решаются в течении длительного времени (учебный год);
  • частные, которые решаются на протяжении цикла занятий (по разделу программы);
  • конкретные, которые реализуются на одном уроке.

Конкретизация общих и частных задач обеспечивается на основе закономерностей процесса обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Общие задачи могут быть конкретизированы путем перечисления используемых средств. Перед уроком может быть поставлена только конкретная задача, решаемая в рамках этого урока.

Задачи необходимо формулировать с учетом следующих требований:

  • наличие целевой установки;
  • точное обозначение этапа и конечной цели обучения.

Варианты формулировки задач:

  • образовательных — «Ознакомить с техникой …», «Разучить технику выполнения …», «Совершенствовать технику …»;
  • оздоровительных — «Профилактика нарушений осанки в танцевальных упражнениях», «Развитие быстроты в беге на 30 (60, 100) м.;
  • воспитательных — «Воспитание смелости при лазании по канату», «Воспитание чувства взаимопомощи при уборке снарядов».

Педагогические требования к современному уроку физической культуры

  1. Каждый урок ФК должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи (необходимо комплексно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи).
  2. Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения, способов организации.
  3. Обучение, воспитание, физическое развитие должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания.
  4. Использование на уроке опыта работы лучших школ, педагогов.
  5. Дифференциация и индивидуализация обучения.
  6. Систематичность повторения ранее пройденного материала.
  7. Постоянный педагогический контроль за усвоением учебного материала.
  8. Урок ФК должен быть звеном системы уроков.
  9. Обучение учащихся применять усвоенные знания в практической деятельности.
  10. Обучение учащихся самостоятельным способам изучения знаний в области ФК.
  11. Уроки ФК должны иметь большое воспитательное значение, высокий нравственный потенциал.
  12. Обязательное соблюдение правил гигиены.
  13. Применение технических средств.
  14. Использование нестандартного оборудования.
  15. Достижение высокой плотности урока.
  16. Обязательные домашние задания по уроку.
  17. Установление межпредметных связей.
  18. Обеспечение психологических условий урока.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)