Физическая культура учащихся как научная и учебная дисциплина

Теория физической культуры в целом и такая ее отрасль, как теория физической культуры учащихся, являются гуманитарными науками.

Любой учебный предмет, в т. ч. и физическая культура учащихся, базируется на соответствующей научной дисциплине. Поэтому, чтобы его творчески познать и усвоить, необходимо предварительно
ознакомиться с кругом наук, «питающих» данный предмет. В полной мере это положение относится и к предмету «Физическая культура учащихся».

Рассмотрим более подробно, какие же науки вплетены в теорию физической культуры учащихся.

Прежде всего, отметим, что родовой по отношению к ней является такая интегративная наука, как теория физической культуры.

Общественные науки. К их числу следует отнести такие науки, как педагогика, психология (в т. ч. и физического воспитания). История физической культуры, особенно разделы, связанные с характеристикой национальных систем физического воспитания.

Управление физкультурным движением в системе образования: социология, этика, эстетика и правоведение (прежде всего, физического воспитания). Экономика физической культуры и спорта, особенно экономика образования, а также политология, философия и культурология.

Естественные науки. Данный комплекс наук образуют такие дисциплины, как анатомия (в т. ч. спортивная морфология), физиология, в частности физиология физических упражнений, гигиена физического воспитания, биомеханика, спортивная метрология, врачебный контроль, спортивная медицина, массаж и т. д.

Технические науки. Данный комплекс включает в себя, прежде всего, теорию спортивных сооружений, а также теорию конструирования спортивного инвентаря, оборудования, одежды, обуви, научно-исследовательской аппаратуры и т. п.

Содержание всех вышеперечисленных научных дисциплин преломлено применительно к специфическим особенностям объекта и предмета теории физической культуры учащихся, ведущему виду деятельности (учебной), а также возрастным особенностям подрастающего поколения.

Физическая культура учащихся как учебная дисциплина

Характеристику учебной дисциплины «Физическая культура учащихся» следует начать с определения цели обучения данному предмету, т. е. ответить на вопрос, для чего предназначена эта дисциплина.

Главная цель предмета «Физическая культура учащихся», как и любой учебной дисциплины любого вуза, — способствование формированию всесторонне и гармонично развитой личности выпускников вуза, а на этой основе — подготовка высококвалифицированных специалистов-преподавателей физической культуры в системе образования страны.

Поставленная таким образом цель предъявляет к выпускникам специализации «Преподаватель физической культуры» достаточно высокие профессионально-квалификационные требования.

Тот факт, что учебная дисциплина основывается на соответствующей отрасли науки, не означает прямого копирования структуры последней.

Обучение покоится на своих принципах и закономерностях, а это требует своей специфической структуры изложения учебной дисциплины. В частности, должен учитываться такой принцип ее построения, как изложение учебного материала от общего к частному.

Иными словами, в начале дается общая характеристика учебного предмета, затем изучаются более подробно и конкретно отдельные, но взаимосвязанные в определенной последовательности разделы данной дисциплины.

Предмет «Физическая культура учащихся общеобразовательной школы» является основным, базовым в процессе освоения профессии преподавателя физической культуры.

При его изучении необходимо сформировать знания и умения по следующим темам:

  • правовые основы деятельности учителя физической культуры;
  • физкультурное образование как составная часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе: его принципы, основные направления и формы, учебно-спортивная база;
  • обязательный курс физкультурного образования школьников: планирование, организация и контроль учебно-воспитательного процесса по физической культуре, особенности методики проведения уроков физической культуры со школьниками младшего, среднего и старшего возрастов;
  • особенности методики планирования, организации и контроля во внеклассной физкультурно-спортивной работе со школьниками, в проведении физкультурных мероприятий в режиме учебного дня и массовых общешкольных физкультурных мероприятий.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)