Управление стрессами

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность
различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр
состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих
переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс — это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта.

Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт — это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми
стрессорами.

В целом стресс — явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и
безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для  организаций,
сложности в выполнении поставленных задач. Под стрессом мы будем понимать комплекс физических, химических и психологических реакций человека на стимулы или стрессоры в
окружающей обстановке.

При этом силы окружающей среды выводят из равновесия физиологические и психологические
функции человека.

Состояние стресса может быть вызвано совокупностью физических, психологических факторов,
т.е. стрессорами. Например, физические факторы: слишком высокая или слишком низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный
уровень шума и пр.

Примерами психологических факторов, ведущих к возникновению стрессовых ситуаций, являются:

• недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможность
продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

Ситуация, достаточно часто встречаемая в отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ из-за неплатежей заказчиков;

недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе,
коллективе. Такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и
обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста;

необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и
одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;

неучастие работников в управлении фирмой, принятии решений по дальнейшему развитию
деятельности организации в период резкого изменения направлений ее активности.

Такое положение характерно для значительного количества крупных отечественных организаций, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений.

На многих западных фирмах существуют целые программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

Поскольку стрессы в нашей жизни неизбежны, то необходимо уметь управлять ими, снижать
неизбежный вред, который они приносят. Существует несколько способов адаптации человека к
стрессам.

Первый — на уровне организации, в результате изменения в политике, структуре
производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их  деятельности. Такие изменения устраняют источник стрессовых ситуаций.

Второй — на уровне отдельной личности. Этот способ состоит в том, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, упражнения, диету и иногда даже молитву.

Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США.

Например, в Швеции Закон 1991 г. «О производственной среде» поощряет трудящихся менять
свою рабочую обстановку, приспосабливать ее под себя, а администрации предлагается во всем им помогать. В этих странах профессиональный стресс рассматривается в контексте общей обстановки на фирме и в обществе.

Во многих программах во главу угла ставится задача уменьшения стресса за счет
лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений в организациях, создания небольших рабочих групп. Американские компании все чаще сталкиваются с требованиями о выплате компенсаций за «профессиональный»  стресс и достаточно часто платят.

Если в 1983 г. из всех судебных исков, предъявленных фирмам, 15% касались платы за профессиональный риск, то в 1993 г. эта величина составила уже 40%,
а удовлетворяются эти иски в два раза чаще, чем иски по физическому ущербу здоровью.

В 1994 г. Управление профилактики болезней и охраны здоровья США сообщило, что 61%
предприятий со штатом более 750 служащих проводят внедрение программ борьбы со стрессами.

Специалисты фирм могут использовать знания о стрессах и здоровье работников для построения и применения на уровне организации специальных семинаров. Например, «Леви  Страус» проводила программу, в которой на ежедневных семинарах участвовало1500
сотрудников. Преподавались техники расслабления, самомотивационные процедуры, проводилось обучение  способам изменения поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)