Управление по целям

В соответствии с поставленными целями разрабатываются стратегические, тактические и производственные (операционные) планы. Для эффективного управления процессами постановки целей, планирования и контроля за выполнением планов широко используется метод управления по целям (УПЦ). Посредством УПЦ менеджеры совместно с работниками определяют цели организации, подразделений, отдельного человека и используют их для последующего контроля достигнутых результатов. Модель основных этапов процесса УПЦ представлена на рис. 18.

Первый этап – постановка целей. Это наиболее трудный шаг в УПЦ, он предполагает взгляд за пределы текущих, ежедневных обязанностей, чтобы ответить на вопрос: «Чего мы пытаемся достичь в ближайшей перспективе, через полгода, год?». Совместное соглашение между менеджерами и служащими создает прочное обязательство для достижения поставленных целей. Хорошо сформулированная цель должна быть конкретной, реалистичной, иметь временные рамки и конкретных исполнителей.

Второй этап – разработка планов действий. Эти планы определяют последовательность действий, необходимых для достижения намеченных целей. Они разрабатываются как для подразделений, отделов, так и  для отдельных сотрудников.

Третий этап – наблюдение, контроль за реализацией планов и при необходимости их корректировка. В ходе выполнения плана руководитель должен предоставить подчиненным свободу действий, например, через снятие текущего, ежедневного контроля за их деятельностью. Вместо этого можно больше внимания уделять обучению и консультированию сотрудников для достижения ими поставленных целей. Контроль обычно проводится через три, шесть и девять месяцев после начала планового периода. Этот периодический контроль позволяет менеджерам и служащим видеть, как реализуются планы и не нужны ли корректирующие действия для достижения запланированных целей.

Четвертый этап – оценка результатов деятельности, их соответствия поставленной цели. Оценки могут быть положены в основу системы вознаграждения персонала. Оценка результатов деятельности работников, отделов, организации в целом служит основанием для постановки целей на следующий год, и цикл УПЦ возобновляется.

Преимущества УПЦ в том, что оно:

  • концентрирует усилия людей на корпоративных целях, что повышает вероятность их достижения;
  • расширяет сотрудничество между менеджерами и работниками;
  • делает задачи ясными и четкими для исполнителей;
  • улучшает мотивацию людей;
  • позволяет выявить талантливых менеджеров для будущего продвижения (так как акцентирует внимание на соответствии целей и планов);
  • повышает личную ответственность исполнителей.

Недостатки УПЦ:

  • оно требует высокого профессионализма руководителя;
  • плохие отношения между администрацией и работниками
  • снижают эффективность УПЦ;
  • оно требует проведения большого объема работ, знания целей организации и отделов;
  • процедура УПЦ склоняется к определению краткосрочных целей;
  • появляется возможность возникновения конфликта между операционными и стратегическими целями;
  • УПЦ вступает в противоречие с механистической структурой организации, препятствующей участию работников в управлении.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)