Управление переговорным процессом

Чтобы переговоры не стали пустой тратой времени необходимо удостовериться, что оппонент в состоянии решать спорные вопросы из-за которых произошел конфликт. Важно, чтобы встречи за столом переговоров не проходили впопыхах и не прерывались какими-то внешними обстоятельствами (телефонными звонками, приходом посторонних и т. п.).

Интересно
В переговорах по разрешению бытовых, служебных, деловых проблем в сфере бизнеса нередко приходится решать вопрос, на какой территории проводить встречу. Существует три варианта: организовывает встречу одна сторона конфликта, организовывает вторая сторона конфликта или третье лицо, специально приглашенное для организации процесса переговоров. У каждого варианта есть свои недостатки и преимущества.

Когда переговорный процесс организовывает одна из сторон конфликта, то вторая, как правило, оказывается в незнакомой среде, и, если она враждебна, это создает для нее психологический дискомфорт.

Однако для нее существует положительны момент: появляется возможность составить впечатление об обстановке в стане оппонента; может в случае затруднений сослаться на необходимость прервать встречу для получения добавочной информации, тогда как ваш сторона-организатор лишена такой возможности.

При организации переговорного процесса третьей стороной, переговоры проходят следующим образом:

Управление переговорным процессом

При управлении переговорным процессом важную роль играет стиль переговоров. Как правило он выбирается с учетом баланса сил, степени напряженности отношений между конфликтующими силами, содержания их претензий друг к другу, замыслов и целей, которые они преследуют.

Каждый участник переговоров начинает их в том стиле, на который он предварительно настроился. Однако нет никакой необходимости в течение всего переговорного процесса придерживаться одного единственного, заранее избранного стиля.

Нередко на практике оппоненты меняют свою тактику, прибегают к приемам, соответствующим разным переговорным стилям. Надо уметь вести переговоры в разных стилях, переходя от одного из них к другому в зависимости от обстоятельств. Избранные оппонентами стили могут сочетаться различным образом. С большим или меньшим успехом переговорный процесс может идти тогда, когда оба его участника одновременно используют один и тот же стиль — мягкий, торговый или сотруднический (но не жесткий).

Интересно
Перемена стиля в большой степени обусловливается реакцией на стиль оппонента и часто происходит из-за того, что он не дает одной стороне возможности продолжать переговорный процесс в избранном стиле. Так что приходится или сменить стиль, или отказаться от дальнейшего ведения переговоров.

В одних случаях обе стороны начинают переговоры в жестком стиле, но затем убеждаются в его неэффективности и переходят к торговому стилю. В других случаях один приступает к переговорам в мягком стиле, но обнаруживает, что другой жестко требует от него все больших и больших уступок, и это заставляет начавшего с мягкого подхода тоже перейти к более жесткой тактике.

Бывает, что попытка одного вести переговоры в торговом стиле наталкивается на жесткий стиль другого, и торг становится уже невозможным. Вместе с тем нередко переговоры, сохраняя внешнюю форму позиционного торга, на самом деле превращаются в беспорядочную смесь разнообразных стилей, тактических приемов и уловок. Наиболее благоприятно складывается переговорный процесс тогда, когда оба его участника настроены на мягкий или сотруднический стиль. Тогда этот стиль переговоров может сохраняться неизменным от начала до конца переговоров и вести к успешному завершению конфликта.

Обман — одно из самых худших средств ведения переговоров. Однако он, к сожалению, часто входит в арсенал тактических средств, особенно при переговорах в жестком и торговом стиле.

Поэтому не стоит полностью доверять тому, кто ведет переговоры в этих стилях. Если нет достаточных оснований доверять вашему оппоненту, стоит проверять его утверждения и предусматривать гарантии выполнения его обещаний. Честные переговоры вовсе не требуют абсолютной откровенности.

Совсем не обязательно информировать оппонента о всех планах и замыслах. Существуют, например, коммерческие тайны, которые участник конфликта не имеет права раскрывать, если это не обусловлено сущностью обсуждаемых проблем. В Конституции США записано, что нельзя принуждать никого свидетельствовать против самого себя.

Ложь может являться реализацией законного права на защиту себя от посягательств на личную жизнь (или права на сохранение коммерческой тайны, интеллектуальной собственности и т. д.). Тот, кто задает вопросы, которые он не имеет права задавать, не имеет права рассчитывать на правдивые ответы.

В переговорах нередко прибегают к блефу — обману противника, созданию у него впечатления, что баланс сил для него очень невыгоден, и поэтому силового столкновения он должен избегать во что бы то ни стало. Н. Крогиус отмечает, что для эффективного применения блефа требуется наличие определенных предпосылок.

В частности, важной предпосылкой является предварительное «приучение» противника к тому, что ваши рискованные действия и заявления оправдываются. Если он, неоднократно проверяя предпринимавшиеся вами рискованные акции, убеждался в их обоснованности, то он постепенно начинает доверять вашим словам и некритически подходить к анализу ситуации, в которой вы блефуете.

Однако все же, за исключением случаев крайней необходимости, блеф оказывается малооправданным. А при переговорах в мягком и сотрудническом стилях он недопустим. Результатом успешных переговоров является достижение договоренности между конфликтующими сторонами. В переговорах по поводу семейных, соседских, бытовых конфликтов она обычно носит устный характер.

Однако договоренность об урегулировании конфликтов в сфере деловых и социальных отношений, как правило, должна оформляться в виде письменного договора (это иногда полезно и в случае бытовых, семейных и др. конфликтов). Практика показывает, что нежелание составить письменный договор или недостаточно внимательное отношение к его составлению нередко служит источником недоразумений, порождающих новые конфликты.

К сожалению, многие люди недооценивают важность четкого письменного оформления достигнутой договоренности. Это весьма характерно для российских традиций. Нередко — особенно люди, бывшие до возникновения конфликта между ними в приятельских отношениях, — пренебрегают этой процедурой, а через некоторое время конфликт разгорается с новой силой.

Условия достигнутой договоренности должны формулироваться конкретно и ясно, с точным указанием сроков и критериев оценки их соблюдения. В договоре следует предусматривать не только обязательства сторон, но последствия или санкции, которые влечет за собой невыполнение этих обязательств.

В основе всей организации переговоров, начиная с их подготовки и кончая подписанием договора, так же как и в их содержательном плане решающую роль должны играть не эмоции и прихоти, а разум. Чем более разумно ведут себя люди в переговорном процессе, тем выше вероятность того, что их результатом станет взаимовыгодная и прочная договоренность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)