Управление ассортиментом медицинских и фармацевтических товаров и его формирование

Для удовлетворения потребности пациента и получения необходимой прибыли провизору, главной и старшей медицинским сестрам необходимо уметь управлять ассортиментом медицинских и фармацевтических товаров.

Управление ассортиментом — деятельность, направленная на создание рационального ассортимента. Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Руководство аптечной или лечебно-профилактической организации здравоохранения при формировании ассортимента должно стремиться к тому, чтобы он был максимально приближенным к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

  • установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;
  • проведен анализ ассортимента и проанализирована его рациональность;
  • выявлены поставщики, необходимые для формирования рационального ассортимента;
  • оценены материальные возможности для закупки необходимых товаров;
  • определены основные направления формирования ассортимента.

Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. Каждая организация проводит свою ассортиментную политику.

Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, намечаемые руководством организации.

Ассортиментная политика аптечных и лечебно-профилактических организаций зависит от ряда факторов:

  1. Нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность этих учреждений. При этом следует принимать во внимание законодательные документы и постановления Правительства РФ в области обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности; законодательные документы и постановления Правительства РФ в области обращения медицинских товаров и деятельности учреждений, реализующих медицинскую технику. Приказы отраслевого органа управления и решения субъектов Российской Федерации, касающиеся: рецептурного и безрецептурного отпуска лекарственных средств; обязательного ассортимента лекарственных средств, которые должны быть в аптечных организациях, независимо от формы собственности. В первую очередь это относится к жизненно необходимым (ЖН) и важнейшим лекарственным средствам (ВЛС); перечней ЛС для бесплатного и льготного отпуска; формулярной системы назначения лекарственных средств; введения в Государственного реестр новых лекарственных средств и исключения из него устаревших.
  2. Заболеваемости населения на территории, обслуживаемой аптекой или ЛПО.
  3. Наличия у поставщиков необходимых товаров по приемлемой цене.
  4. Конкурентоспособности отдельных наименований товаров.

Часто по тем или иным причинам необходимо провести обновление, стабилизацию, сокращение или расширение ассортимента.

Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых, постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкурентоспособности; стремления изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров для  удовлетворения  функциональных, социальных и психологических потребностей; достижения научно-технического прогресса (например, ассортимент биологически активных добавок, парфюмерно-косметических товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием указанных выше факторов).

Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся.

Однако это не всегда так, потому что качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу.

Поэтому обновление ассортимента — очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений.

В то же время в условиях конкурентной среды без обновления обойтись невозможно, так как новизна товаров — один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.

Стабилизация ассортимента — состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном только ассортименту жизненно важных и необходимых лекарственных средств.

Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения в наборе товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров.

Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей.

Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.

Расширение ассортимента, наряду с увеличением товарной массы, — одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем, это направление ассортиментной политики не исключает других, дополняющих его.

Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом.

Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, со снижением их производства в целом.

Материально-техническая база оптового или розничного звена также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента.

Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна планировать формирование такого ассортимента.

Например, нельзя включать в ассортимент лекарственные препараты, требующие хранения при пониженных температурах в случае отсутствия холодильного оборудования.

Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается установлением определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту.

Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.

Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента.

Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Это комплексное направление изменения ассортимента товаров путем сокращения, расширения и/или обновления номенклатуры товаров для формирования рационального ассортимента. Целевой подход к улучшению ассортимента составляет основную отличительную черту этого направления.

При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также запросы общества: обеспечение безопасности для потребителей и окружающей среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни.

Гармонизация ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному, или к зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации здравоохранения.

На российском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда оптовых или розничных аптечных звеньев формировать ассортимент по зарубежному образцу.

Кроме того, это направление характерно для крупных оптовых фирм, имеющих дочерние предприятия в разных регионах страны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)