Уплотнительные материалы

К уплотнительным относятся и набивные материалы. Прокладочные материалы применяют для уплотнения разъемных частей двигателей, картеров трансмиссии и других узлов автомобилей с целью ж герметизации.

Прокладки иногда используют при регулировках отдельных сочленений. Набивочные материалы применяют для герметизации зазоров между подвижными деталями механизмов, а также для защиты узлов трения от пыли, грязи и воды.

Уплотнительные прокладки подразделяют на прокладки с полимерной и металлической основой. К материалам на полимерной основе относятся бумага, асбест, резина, фибра, пергамент, а на металлической основе – алюминий, медь, латунь, свинец, углеродистая сталь, высоколегированная сталь.

Бумажные материалы

Бумага – тонколистовой волокнистый материал. Бумагу, масса 1 м2 которой превышает 250 г, называют картоном. Основными полуфабрикатами для изготовления обычных видов бумаги и картона служат целлюлоза, древесная масса, полуцеллюлоза, бумажная макулатура, волокна хлопка, пеньки и др.

Картон подразделяется (ГОСТ 17926–80) на тарный, для полиграфического производства, фильтровальный, для легкой промышленности, технический, строительный. Технический картон включает водонепроницаемый картон, обивочный, водостойкий, прокладочный, термоизоляционный прокладочный, электроизоляционный, прессшпан и другие виды картона.

Интересно
Прокладочный картон – картон с ограниченными показателями впитываемости жидкости и линейной деформации при увлажнении, предназначенный для изготовления уплотнительных прокладок. Он является (ГОСТ 9347–74) сравнительно эластичным, бензомаслостойким материалом и выпускается промышленностью толщиной 0,2; 0,25; 0,5; 0,8; 1,0; 1,5 мм.

Влажность прокладочного картона должна быть не более 8…10 %, впитываемость воды за 24 ч – не более 120 %, а бензина и масла – соответственно не более 20 и 25 %. Поверхность картона не должна иметь складок, шероховатостей, давленых мест и дыр.

Пергамент (ГОСТ 1341–84) представляет собой прозрачную масло- и жиронепроницаемую и влагостойкую бумагу, получаемую обработкой серной кислотой непроклеенной бумаги с последующей ее нейтрализацией раствором щелочи.

Фибра – это твердый монолитный материал, образующийся в результате обработки нескольких слоев бумаги – основы – пергаментирующим реагентом. Различают (по ГОСТ 17926–80) следующие разновидности фибры: склеенная, высокопрочная, киспородостойкая, огнестойкая, техническая, электротехническая, поделочная и др.

Техническая фибра – это легкоштампуемая прочная фибра с ограниченной водопоглощаемостью, предназначенная для деталей машин и приборов. Выпускается фибра в соответствии с требованиями ГОСТ 14613—83.

Общим недостатком всех бумажных материалов является их относительно невысокая теплостойкость: при температурах выше) 130…140 °С бумага и картон становятся хрупкими и теряют гибкость; при 180 °С начинается обугливание, а при 240…250 °С про исходит разложение бумажных волокон.

Асбест – название минералов волокнистого строения, обладающих способностью расщепляться на гибкие и тонкие волокна. (Предполагают, что нитевидные волокна состоят из макромолекул.)

Плотность кускового асбеста 2000…2500 кг/м3, а асбестовых изделий (без наполнителей) 1000…2000 кг/м3. Асбест не горит, обладает хорошими злектротеплоизоляционными свойствами и высокой теплостойкостью. Без существенных изменений своих свойств ] выдерживает нагрев до 300 °С; при нагреве до 386 °С асбест теряет из своего состава адсорбционную воду, вследствие чего снижается его прочность и гибкость. Эта потеря воды обратима: при нахождении во влажной среде первоначальные свойства асбеста восстанавливаются. При нагреве выше 450°С начинается необратимая потеря конституционной воды, т. е. входящей в его состав, которая; заканчивается при 700…800 °С.

В результате асбест делается непрочным и легко растирается в порошок. При 1500 °С асбест плавится. Прочность асбеста на разрыв изменяется в зависимости от температуры – от 315…320 кгс/см2 при 20 °С до 70…80 кгс/см2 при 600 °С.

Высокая теплостойкость асбеста предопределяет его применение на автомобилях в качестве уплотнительных материалов, работающих при повышенных температурах и давлениях 50…60 кгс/см2 (например, прокладки на глушителях, элементы фрикционных соединений и т. п.).

При использовании асбеста в качестве прокладок для головки цилиндров его заключают в медную или стальную оболочку (фольгу), чтобы исключить непосредственное соприкосновение асбеста с горячими газами. Повреждение этой оболочки привО-1 дат к контакту с горячими газами, потере ими конституционной воды и быстрому разрушению.

Асбостальные листы (ГОСТ 12856–84) выпускаются пяти арок: ЛА–1, ЛА–1А, ЛА–2, ЛА–ЗА, ЛА–ЗБ, размеры которых: длина 215-875 мм, ширина 500, толщина 1,4…1,75 мм.

Для различного вспомогательного оборудования используются асбестовый картон, асбестовые ткани (ГОСТ 6107–78), асбестовые шнуры и нити (ГОСТ 1779–83), асбестовые ленты (ГОСТ 14256–78), паронит, а также измельченный асбест для теплоизоляционных работ.

Асбестовый картон (ГОСТ 2850–80) на основе хризотилового асбеста выпускается следующих марок:

  • КАОН–1, КАОН–2 – картон асбестовый общего назначения;
  • КАП – картон асбестовый прокладочный. Картон марки КАП применяют в качестве мягкого сердечника в комбинированном уплотнении для стыков: «Головка блока – блок цилиндров» карбюраторных и дизельных двигателей с максимальным давлением в камерах сгорания до 7 МПа (70 кгс/см2)

Паронит представляет собой прокладочный листовой материал из вальцованного асбеста с каучуковым связующим и минеральными наполнителями примерного состава: асбеста 60…75 %, каучука с серой 12…13 %, минеральных наполнителей (глины, полевого шпата, талька и т. п.) – остальное.

Паронит по ГОСТ 481—80 выпускают следующих марок: ПОН, ПОН-1, ПМБ, ПМБ-1, ПК, ПЭ.

Параметр шероховатости уплотняемых поверхностей по ГОСТ 2789–73 должен быть не более 40 мкм (Яг).
При изготовлении прокладок более 1500 мм допускается стыковка паронита в “ласточкин хвост” или внахлестку. Для склеивания применяют клей 88Н. Склеенные части выдерживают в течение 2 ч под давлением 0,5 МПа при (20 ±5) °С.

Пробковые материалы изготовляют прессованием коры пробкового дуба и применяют для уплотнения соединений, работающих при небольшом напряжении в среде воды или нефтепродуктов: крышек клапанной коробки двигателей, стаканов фильтра топливного насоса, фильтра вентиляции картера двигателя, крышек коромысел и г. п., а также в качестве набивки сальников игольчатого типа.

Войлочные материалы

Войлок представляет собой листовой материал, изготовленный из волокон шерсти. Технический войлок подразделяется на тонкошерстный (ГОСТ 288–72), полугрубошерстный (ГОСТ 6308–71) и грубошерстный (ГОСТ 6418–81).

Войлок – пористый материал, в котором воздушные поры составляют не менее 75 % объема. Плотность войлока колеблется от 200 до 430 кг/м3. Войлок обладает высокими тепло-, звукоизолирующими и амортизирующими свойствами. Термическая стойкость войлока не превышает 75 °С.

Волокна шерсти войлока разрушаются от действия грибков и моли, легко разрушаются от воздействия щелочей, но стойки простив кислот.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)