Технико‐эксплуатационные требования к смазочным маслам

Смазочные масла представляют собой продукты, получаемые из нефти, и состоят из циклановых, ароматических, циклоароматических и алканоциклоароматических углеводородов.

Условия работы масел в агрегатах автомобилей постоянно усложняются. Форсирование нагрузочных и скоростных режимов ДВС, увеличение удельных нагрузок на детали агрегатов трансмиссии и сочетания различных видов нагружения приводят к росту температуры агрегата и, как следствие, к интесификации процессов старения масла.

К основным эксплуатационным требованиям, предъявляемым к маслам, можно отнести:

  • бесперебойное поступление ко всем узлам трения в агрегате; удерживание масла в узлах трения на всех режимах работы агрегата, в том числе и в период остановки;
  • образование и удержание надежных и прочных масляных пленок на трущихся поверхностях;
  • охлаждение трущихся деталей и отвод тепла от мест трения; вынос продуктов изнашивания из зоны трения и защита этих зон от проникновения в них вредных реагентов из внешней среды; уплотнение зазоров в сопряжениях работающего агрегата;
  • возможно большая стабильность при окислении, механическом воздействии и обводнении, позволяющая обеспечить большой срок службы масла до замены без ущерба для надежности агрегата;
  • минимальная токсичность, низкая стоимость и широкая сырьевая база.

Соответствие масел указанным требованиям возможно в том случае, если масла будут:

  • обладать оптимальными вязкостными свойствами, обеспечивающими надежную и экономическую работу агрегатов на всех режимах;
  • иметь хорошую смазывающую способность для предотвращения интенсивного изнашивания деталей;
  • обладать достаточной химической стойкостью, обеспечивающей минимальное изменение структуры и образование коррозийно-активных включений и отложений;
  • обладать устойчивостью к процессам испарения, вспенивания и образования эмульсий, а также к выпадению присадок;
  • защищать трущиеся поверхности от воздействия агрессивных сред.

Вязкость – основной показатель качества смазочного масла, влияющий на образование жидкостного трения.

Вязкость при рабочей температуре агрегата должна иметь оптимальное значение, так как повышенная вязкость ведет к увеличению сопротивления передвижения деталей, а пониженная – к нарушению величины минимального зазора, необходимого для существования жидкостного трения.

Основным показателем качества масел является кинематическая вязкость, определяемая по ГОСТ 332–69 и выражаемая в стоксах с размеренностью см2/с (1 Ст = 100 сСт).

Вязкостно-температурные свойства характеризуют изменение вязкости масла при изменении температуры и оцениваются индексом вязкости.

Чем выше этот показатель, тем лучше вязкостно-температурные свойства масла, тем меньше изменяется его вязкость при изменении температуры, тем лучше пусковые качества масла.

Содержание водорастворимых кислот и щелочей в масле характеризует тщательность отмывки от химических реагентов процессов очистки масел или присутствие щелочной присадки.

Температура вспышки (ГОСТ 6356–75) характеризует огнеопасность масел или присутствие в них легкоиспаряющихся фракций.

Зольность (ГОСТ 1461–75) характеризует в маслах с присадками количество присадки, а в маслах без присадок – количество несгораемых примесей.

Содержание бария, кальция, цинка и фосфора характеризует наличие присадки, содержащей данные металлы.

Коррозийносгь масел (ГОСТ 20502–75) оценивается по убыли массы свинцовых пластинок марки С1 или С2, контактирующих с испытуемым маслом. Чем больше этот показатель, тем более склонно масло к коррозийному воздействию на металлы двигателя.

«Моющие» свойства характеризуют склонность масла образовывать лакообразные отложения на стенках поршней и вызывать пригорание поршневых колец. Эти свойства выражают в баллах: чем выше баллы, тем хуже масло (ГОСТ 5726–53).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)