Углубленное изучение личности и поведения осужденного

Углубленное изучение личности и поведения осужденного осуществляется на начальном этапе и в последующем на протяжении всего периода отбывания наказания.

Получаемые данные отражаются в тетради ИВР

После распределения осужденного в отряд начальник отряда в тот же день проводит с ним познавательно-адаптирующую беседу.

В ходе беседы начальник отряда:

  1. Кратко знакомится с осужденным, записывает с его слов основные социально-демографические и криминологические данные (год и место рождения, образование, специальность, образ жизни до осуждения, семейное положение, судимости в прошлом и т. д.).
  2. Информирует его о специфике отряда, каким производительным трудом занимаются осужденные, положительных традициях отряда и колонии, неофициальных традициях, существующих в отряде, запретах и правилах поведения, ориентирует на то, с кем предпочтительно поддерживать отношения, разъясняет основные обязанности осужденного (соблюдение требований режима, трудовой дисциплины и т. д.).
  3. Разъясняет положительные и отрицательные перспективы осужденного в период отбывания наказания, выясняет его отношение к возможности досрочного освобождения.

После познавательно-адаптирующей беседы начальник отряда изучает в спецотделе личное дело осужденного. В процессе изучения материалов личного дела начальник отряда заполняет соответствующие графы тетради ИВР, сверяет полученные от осужденного социально-демографические и криминологические данные, делая вывод о достоверности предоставленной им информации.

В первой части личного дела внимание необходимо обратить на анкету арестованного, отражающую социально-демографические данные, жизненный путь осужденного, наличие близких родственников, а также на приговор.

На основе изучения приговора в тетради ИВР записываются обстоятельства совершенного преступления, место, время, способ совершения, в чем выражается причиненный преступлением ущерб.

Необходимо анализировать материалы, характеризующие личность и поведение осужденного в СИЗО: материалы наложения взысканий, характеристики, справки психолога и т. д.

При этом нужно учитывать недостаточность документальной информации, представленной в личном деле осужденного. Обычно в личном деле осужденных нет полных данных о его образе жизни до осуждения, в местах лишения свободы (при наличии прежних судимостей), иногда о поведении в следственном изоляторе.

Анализируя полученные и отправляемые осужденным письма, необходимо обращать внимание на переписку (желательно вести учет адресатов, например в тетради ИВР); имеющуюся информацию негативного (травмирующего) характера; настроение осужденного; характер взаимоотношений с адресатом переписки; отражаемые в содержании письма жизненные планы и перспективы осужденного, его стремления, интересы и желания.

Обязательно нужно изучать переписку осужденных:

  • состоящих на профилактическом учете;
  • проблемных (с низким статусом, высоким уровнем агрессивности, конфликтности, умственной отсталостью, другими психическими отклонениями, т. е. тех, кто потенциально представляет угрозу жизни и здоровью людей;
  • пользующихся авторитетом, влиянием в среде других осужденных (осужденные положительной и отрицательной направленности).

Анализ экспертных оценок представляет собой сбор доступной информации об осужденном от сотрудников ИУ.

С начальником отряда карантина целесообразно провести беседу сразу после прибытия осужденного в отряд с целью получения информации о том, с кем он поддерживал отношения в карантине, особенностях его поведения (например, вел себя вызывающе, дерзко и т. д.).

Изучать мнение других сотрудников о данном осужденном нужно после нескольких месяцев нахождения его в отряде. Беседы, как правило, проводятся с сотрудниками оперативно-режимной, производственной, дежурной, медицинской служб.

К вопросам для изучения относятся:

  • наличие земляков осужденного;
  • с кем ранее (до осуждения) поддерживал отношения, какого характера;
  • где отбывают наказание соучастники совершенного преступления;
  • к кому в колонии испытывает неприязнь;
  • с кем хотел бы поддерживать отношения, добросовестно или нет выполняет производственные задания;
  • уважительно или нет относится к другим сотрудникам;
  • участвует ли в работах по уборке и благоустройству учреждения и т. д.

Целесообразно использовать информацию от осужденных отряда о поведении изучаемого, его интересах, планах, круге общения, взаимоотношениях, проведении свободного времени и т. д.

Необходимо также осуществлять наблюдение за поведением осужденного в различных ситуациях: отмечать признаки его отношения к труду, учебе, другим видам полезной деятельности; интересоваться его общением (с кем питается, пьет чай, курит, играет в настольные игры, занимается спортом, проводит свободное время); обращать внимание на внешний вид осужденного, состояние его одежды, спального и рабочего мест и т. д.

Основываясь на результатах изучения личности и поведения осужденного, в тетради ИВР отражаются следующие вопросы.

Социально-демографические и криминологические данные:

  1. Дата и место рождения.
  2. Образование, специальность, профессия.
  3. Семейное положение, состав семьи, связи и взаимоотношения в семье (например, постоянное или периодическое проживание в семье, либо отдельное; отношения в основном взаимно доброжелательные, отчужденные, присутствует обида (взаимные или с чьей стороны); неприязненные, постоянно конфликтные (по чьей инициативе)).
  4. Другие близкие родственники (родители, братья, сестры) и отношения с ними.
  5. Характеристика социальных связей до осуждения (с кем поддерживал отношения, какого характера).
  6. Кто из членов семьи, близких родственников, друзей, коллег по работе, совместному времяпрепровождению, преступной деятельности имеет на осужденного положительное или отрицательное влияние (с указанием ФИО, места проживания).
  7. Материальные условия жизни до осуждения: уровень материального достатка, наличие жилья, с кем проживал совместно, какую роль играл в материальном обеспечении семьи.
  8. Прежние судимости (статья, срок, режим, место отбывания наказания).
  9. Освобождался ли досрочно от отбывания наказания (условнодосрочное освобождение (УДО), замена наказания более мягким (ЗНБМ)), применялась ли в отношении него амнистия.
  10. Самооценка совершенного преступления: принимает вину на себя, сожалеет о совершенном (раскаивается), возлагает ответственность на обстоятельства, других людей, умаляет значения деяния, оправдывает себя, сожалеет лишь о том, что преступление было выявлено и раскрыто, отрицает вину.
  11. Оценка приговора: считает приговор справедливым, несправедливым, справедливым, но с необоснованным сроком наказания.
  12. Попадает ли под действие закона об УДО, ЗНБМ, по отбытии какой части наказания, дата.
  13. Сведения о наличии иска.
  14. Состояние здоровья, трудоспособность (по заключению врача).
  15. Образ жизни до осуждения.
  16. Занятие полезной деятельностью (работа, учеба (место работы), отношение к работе или учебе).
  17. Увлечения в свободное время от работы или учебы.
  18. Жизненные планы до осуждения (в чем они выражались; были ли сформированы, выражены), стремления (положительные и отрицательные притязания).
  19. Наличие криминогенно значимых особенностей образа жизни: алкоголизация, употребление наркотиков, отсутствие полезной занятости, взаимоотношения с лицами, ведущими противозаконный образ жизни, ведение паразитического существования (указать за счет кого).

Кроме того, следует отметить намерения осужденного после адаптации к условиям лишения свободы:

  • стремление соблюдать требования режима (систематические нарушения, эпизодические (в чем выражаются));
  • стремление заслужить УДО или ЗНБМ (освободиться по окончании срока наказания, досрочно, но без выполнения предъявляемых требований);
  • выполнение работ по уборке и благоустройству учреждения;
  • участие в самодеятельных организациях осужденных (участвует, проявляет полезную инициативу; участвует ради досрочного освобождения; стремится участвовать втайне от других осужденных; категорически отказывается участвовать; отношение к участию не определено);
  • наличие противоправных склонностей: игры на интерес, в карты, употребление спиртных, наркотических, иных одурманивающих средств, провоцирование конфликтных ситуаций, неподчинение требованиям сотрудников ИУ, притеснение или эксплуатация других осужденных, нелегальное изготовление с целью сбыта предметов ширпотреба и т. д.;
  • факторы криминальной зараженности (наличие судимых родственников, друзей на свободе, ведущих преступный образ жизни, земляков («семейников») в ИУ отрицательной направленности, знание криминальных норм и обычаев, следование им);
  • положение в ИУ (авторитет в среде осужденных, неформальный статус, притязания осужденного прежде всего на принадлежность к воровской касте, приобретение или поддержание лидерского статуса в этой общности);
  • круг общения в ИУ: «семейники», земляки, направленность общения, симпатии и антипатии (с указанием ФИО, номера отряда, бригады);
  • наличие долгов в данном учреждении, конфликтных отношений с осужденными отряда, колонии (лица, почва возникновения).

К индивидуально-психологическим особенностям личности осужденного относятся:

  1. Проявление активности, направленной на самообразование, самовоспитание (не проявляет; отказывается участвовать в диспутах, викторинах, иных воспитательных мероприятиях; отказывается посещать школу, продолжать обучение в ПТУ, повышать свой профессиональный (образовательный) уровень; обучается в школе, ПТУ; стремится повысить профессиональное мастерство, квалификацию, приобрести специаль­ность; участвует (проходит) в просветительских, образовательных, психокоррекционных программах; занимается самообразованием, читает литературу (какого характера), рисует и т. д.).
  2. Наличие черт характера: по отношению к другим людям (замкнут, закомплексован, груб, нетактичен, лжив, циничен по отношению к женщине; коммуникабелен, общителен, тактичен, искренен, отзывчив, стремится прийти на помощь и т. д.); делу (недобросовестен, недисциплинирован, нетрудолюбив, безответственен, ленив; добросовестен, дисциплинирован, ответственен, инициативен, повышает качество выпускаемой продукции, не допускает брака, трудолюбив и т. д.); себе (самовлюблен, отсутствует самокритика, излишне самоуверен, чрезмерно горд, самооценка занижена, честолюбив, тщеславен, неряшлив, аккуратен и т. д.); собственности (жаден, расточителен, бережлив, экономен и т. д.).
  3. Важные личностные ценности, цели, идеалы, убеждения, интересы.
  4. Склонности к доминированию (лидерству) или под­чинению.

Степень социальной неподготовленности осужденного. Различают следующие виды:

  • отсутствие необходимого образовательного уровня, уровня профессиональных умений и навыков, достаточного уровня культуры поведения;
  • отсутствие необходимых социальных знаний: правовых (представления о правовых нормах поведения, правомерных способах решения жизненных задач, а также адекватных социально-правовых ожиданий);
  • этических (представления об этических нормах поведения в обществе, семье, быту);
  • санитарно-гигиенических (о здоровом образе жизни и т. д.);
  • наличие асоциальных влечений (алкоголизация, наркотизация личности, беспорядочные половые связи);
  • несформированность законопослушной социальной позиции;
  • отсутствие конкретных представлений и стремления обеспечивать свою жизнь честным трудом.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)