Цивилизационщики

Следующие две книги — «География победы» Г. А. Зюганова и «Геополитика» Н. А. Нартова — вносят свой вклад в понимание имеющихся у России геополитических альтернатив в Евразии.

Написанные в цивилиза­ционном ключе, данные работы представляют Россию как самодостаточное экономическое, политическое и культурное пространство в центре Евразии.

Взгляды политика Зюганова и интеллектуала Нартова весьма близки. И тот, и другой рассматривают мир сквозь призму традиционной геополитики и отстаивают видение России как центрально-евразийской империи в бывших советских границах.

Лидер российских коммунистов Зюганов обращается к широкой аудитории потенциальных избирателей и стремится сформулировать геополитические интересы России и стратегию ее безопасности во вновь возникшем мировом порядке.

Профессор Нартов пишет для академической аудитории, используя формат учебника, однако развивает по существу те же идеи, что и Зюганов. В духе традиционной геополитики (и советского марксизма) оба убеждены в том, что создают «глубоко научное знание», а не новую идеологию.

Оба автора считают, что Россия — независимая евразийская цивилизация, которая способна выжить, лишь оградив себя от «пагубных» влияний Запада.

Только Россия, по их мнению, может гарантировать миру стабильность и равновесие; без нее он скорее всего превратится в заложника хищнических инстинктов Запада.

В отличие от авторов западнического, геоэкономического и стабилизаторского направлений, речь о которых шла выше, Зюганов и Нартов все еще не примирились с исчезновением советской империи.

Они продолжают быть уверены в том, что Советский Союз являлся «естественной» геополитической формой «исторической» России и что нынешние политические границы страны искусственны и навязаны ей Западом в результате организованной подрывной деятельности.

Страх перед Западом и его глобальными устремлениями — центральная тема рассматриваемых книг. Находясь под влиянием преимущественно российских геополитических теорий Н. Данилевского, К. Леонтьева, П. Савицкого и Н. Гумилева, Г. А. Зюганов и Н. А. Нартов подхватывают и развивают тему особой цивилизационной миссии России в мире.

Следуя за Данилевским, они объявляют, что именно глубина цивилизационных различий является причиной «фундаментального отчуждения Европы от России».

Основываясь на Леонтьеве, они провозглашают уникальность этнического смешения в России и ее геополитическую миссию умиротворения евразийского региона.

Вслед за Савицким и Гумилевым эти авторы настаивают, что Россия может выжить и сохранить уникальность своей цивилизации и геополитического положения только в изоляции от Запада.

Россия-Евразия принципиально отлична и от Востока, но именно западной цивилизации с ее глобальными претензиями следует особенно остерегаться России.

Стремясь извлечь из российской истории уроки, авторы доказывают наличие механизмов преемственности в воспроизводстве России-Евразии от российской империи до сталинского СССР и постсоветской евразийской империи.

И геоэкономисты, и стабилизаторы также подчеркивают значимость культурно-цивилизационных особенностей России, однако анализ Зюганова и Нартова выводит эту значимость на совершенно новый уровень.

Уже сам факт имеющихся между Россией и Западом этногеографических различий означает для них постоянное присутствие угрозы российской культуре и самому образу жизни.

Такова природа традиционной геополитики, что в ней не проводится принципиального разграничения между понятиями «различие» и «угроза».

Российская и западная культуры рассматриваются ею как игра с нулевой суммой, а выбор для России сводится поэтому к выбору между независимой евразийской державой и фактической колонией Запада.

Для выживания в мире, все больше оказывающемся, по убеждению Зюганова и Нартова, в хищнических объятиях Запада, Россия должна достичь двух целей—политико-экономической самодостаточности и создания независимого «большого пространства» для формирования защитного пояса безопасности вдоль российских границ.

Именно на стремлении достичь этих двух целей и были, как утверждает Зюганов, основаны все главные геополитические теории России — от теории Филофея «Москва — Третий Рим» до брежневской доктрины «ограниченного суверенитета» в Восточной Европе: «В соответствии с духом эпохи менялись лишь способы достижения самодостаточности и принципы организации Большого пространства: духовно-религиозный — “союз православных народов”, кровно-родственный —“славянский союз” или идеологический—“социалистическое содружество”.

И это не случайное совпадение. Любая геополитическая доктрина, нацеленная на обеспечение безопасности России, должна преследовать именно эти цели и может быть основана только на таких принципах».

Находясь под влиянием традиционного геополитического мышления, Зюганов и Нартов заимствуют их из западной геополитики.

Вряд ли стоит удивляться, что оба автора подкрепляют свои выкладки ссылками на Хантингтона, Бжезинского и других интеллектуалов, рассуждающих в терминах культурно-геополитического превосходства и уникальности Запада.

Например, Зюганов с одобрением цитирует Хантингтона как исследователя, который «весьма аргументированно доказывает, что в грядущем столетии основным источником конфликтов станут не экономика или идеология, а цивилизационные различия».

И Зюганов, и Нартов включают в свои книги весьма подробный и комплиментарный обзор работ Хантингтона и других приверженцев традиционной западной геополитики.

Другой отличительной чертой рассматриваемых книг является их преимущественно военно-стратегическая ориентация.

Зюганов и Нартов убеждены, что военная сила обладает принциальной значимостью в сохранении российского влияния в Евразии и преобразовании региона в соответствии со стратегическими интересами и культурными ценностями России.

В то время как Колосов, Мироненко и Гаджиев отдают должное геоэкономике и политико-экономическим стратегиям, Зюганов и Нартов продолжают рассматривать мир через призму военного противостояния великих держав.

В отличие от основывающихся на новых теоретических подходах Колосова, Мироненко и Гаджиева, работы которых написаны в контексте гуманистической или критической географии и содержат анализ пространства как продукта социального творчества и человеческого воображения, Зюганов и Нартов продолжают рассматривать бывший советский регион в категориях традиционной геополитики.

Оба автора совершенно недвусмысленны в том, что единственный способ освоения постсоветского пространства — его объединение под контролем России в формально и неформально интегрированный союз (читай «империю»).

Они также предлагают различные формы союзов России со странами Азии и мусульманского мира для сдерживания геополитических амбиций Запада в Евразии.

Как и работа Тренина, книги Зюганова и Нартова демонстрируют весьма ограниченное геополитическое воображение, поскольку их авторы настаивают на эксклюзивной организации пространства в терминах традиционных и взаимоисключающих политических и географических границ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)