Цикл управления заказами

Получение прибыли для компании в сфере распределения невозможно без эффективной системы выполнения заказов клиентов. Последовательность операций по выполнению заказов потребителей образует цикл выполнения заказа.

Полный цикл выполнения заказа имеет разные организационные и временные точки отсчета для фирмы и ее клиентов. С точки зрения потребителей цикл начинается с момента передачи заказа фирме-поставщику, а с позиции поставщика начинается в момент приема заказа.

Это расхождение во времени может быть довольно существенным, а может быть незначительным. Задача распределительной логистики заключается в создании такой системы приема и обработки заказов, которая сведет к минимуму эту временную разницу.

Полный цикл заказа включает пять основных этапов:

  • планирование приема заказов;
  • передача и прием заказов;
  • обработка заказов;
  • подбор и комплектация заказов;
  • отгрузка и доставка заказов.

Цель первого этапа цикла заказа является улучшение организации процесса передачи заказов клиентами. Зачастую фирма может иметь десятки и сотни клиентов, у каждого из которых есть свои предпочтения по времени и форме подачи заявок на поставку товаров. При этом каждый потребитель стремится работать с поставщиками в удобном для себя временном интервале отправки заказа.

Такая ситуация заметно осложняет работу поставщика, вызывает необходимость содержать дополнительный персонал для удовлетворения пиковых заявок, мириться со значительным числом ошибок при комплектации заказов из-за аврального характера работы в отдельные периоды рабочего дня.

В значительной степени справиться с неравномерностью поступления заявок можно путем составления графика передачи заказов клиентами.

Данный график должен учитывать следующие параметры:

  • размеры партий поставки, заказываемых каждым клиентом;
  • широту ассортимента, заказываемого потребителями;
  • частоту поставки заказов;
  • расстояние доставки заказа;
  • сроки выполнения заказов;
  • уровень обслуживания, востребованный клиентами.

График подачи заявок можно зафиксировать в договоре с клиентами. Для стимулирования соблюдения покупателями графика компания может предложить им незначительные скидки с цены приобретаемых товаров. Скидку можно представить за счет экономии от улучшения организации процесса выполнения заказов и эффективности использования ресурсов компании.

В рамках второго этапа цикла управления заказами фирмой осуществляется прием заявок клиентов. Способов передачи заказов от потребителей существует несколько (телефакс, почта, электронная почта и т.д.), но наиболее эффективным является наличие единой информационной системы, связывающей поставщика и клиентов, на основе автоматического распознавания штрих-кодов товаров при их продаже в магазинах и передачи данных поставщику для формирования новых заявок на отгрузку.

При этом если клиенты придерживаются графика размещения заказов, который был согласован в рамках первого этапа, то повышается эффективность и второго этапа — приема заказов. Уменьшение времени передачи заявок и сведение к минимуму временного интервала между моментом отправки заявки потребителем и получением данного заказа фирмой-поставщиком будет способствовать повышению качества обслуживания покупателей и формированию лояльности по отношению к фирме.

Достичь этой цели возможно в наибольшей степени, как уже отмечалось выше, путем электронного документооборота между фирмой и клиентами, который позволить достичь следующих организационных и экономических преимуществ:

  • повышение точности приема заявок, многократное снижение ошибок при приеме заказов;
  • сокращение объема бумажного документооборота;
  • сокращение издержек на размещение заказов и связанные с этим операции;
  • повышенная скорость передачи и приема заказов;
  • уменьшение товарных запасов у поставщика за счет повышенной точности и снижения общего времени выполнения заказов покупателей;
  • сокращение объема административной работы по получению, обработке и отправке заказов:
  • упрощение доступа к информации о запасах клиентов, что облегчает управление запасами и для фирмы.

Третьим, центральным этапом цикла выполнения заказа является его обработка, в рамках которого проверяются возможности фирмы по выполнению заказов. Именно здесь важно обеспечить межфункциональную координацию различных подразделений фирмы по выполнению заказов клиентов.

Так, в частности, производство может предоставить информацию о возможности выполнения определенных заявок к оговоренному в них сроку, транспорт сообщает о возможно отгрузки и доставки заказа в срок, склад сигнализирует о наличии заказанных товаров на складе, бухгалтерия информирует о состоянии расчетов с клиентом.

Обработка поступившего заказа начинается с проверки правильности его заполнения. При электронном документообороте между клиентами и поставщиком эта операция осуществляется автоматически.

Основное затруднение при обработке заказов возникает в том случае, когда фирма частично или полностью не может выполнить заявку клиента к определенному сроку. В подобной ситуации часто встает вопрос о замене заказанных товаров на подобные. Для лучшей организации и сокращения временных затрат на согласование замены отсутствующих товаров еще на этапе заключения договоров с потребителями службе маркетинга следует провести определенные согласования.

При подготовке договора маркетингу (службе продаж) следует согласовать с клиентами следующие немаловажные моменты:

  • частота поставок заказов;
  • стандартный набор товарных позиций в заявке (данный набор может периодически изменяться по согласованию сторон);
  • перечень товаров, по которым не допускается автоматическая замена отсутствующих;
  • перечень ассортиментных позиций, по которым возможна автоматическая замена с указанием вариантов подобной замены;
  • контактная информация о должностных лицах клиента, с которыми можно оперативно решить вопрос замены недостающих товаров, или перенести срок выполнения заявки.

Эффективно проведенная подготовительная работа с основными клиентами позволит уменьшить не только время, необходимое для внесения изменений в заявку в случае отсутствия товарных позиций у поставщика, но и снизить общую величину логистических затрат. Кроме того, автоматическая замена снизит и нежелательные негативные последствия от дефицита товаров на складе фирмы и возможные потери потребителей из-за упущенной выгоды.

Последние два этапа цикла выполнения заказа — комплектация заказов и их отгрузка и доставка, являются частью логистического сервиса компании, предоставляемого клиентам, а эффективное выполнение всех логистических операций — основой поддержания высокого уровня обслуживания.

Результативность выполнения всего цикла заказа во многом зависит от времени выполнения этих двух последних этапов. Сокращение времени на комплектацию заказов и их отгрузку приводит к уменьшению длительности всего цикла заказов и к сокращению общих логистических затрат компании- поставщика.

При комплектации заказов логистика выполняет свои классические операции:

  • получение обработанных заказов на складе;
  • отбор исполнителей заказа;
  • отбор заказанных товарных позиций с мест хранения, фиксация результатов отбора;
  • перемещение отобранных товаров в зону комплектации;
  • сбор товаров в единый заказ;
  • упаковка, маркировка заказа;
  • перемещение собранного заказа в зону отгрузки;
  • формирование партий отгрузки заказов по клиентам;
  • оформление всех сопроводительных документов на отгружаемые заказы.

Пятый, заключительный этап цикла выполнения заказа — отгрузка и доставка заказа — зависит от эффективной работы транспорта и включает в себя следующие основные операции:

  • формирование оптимальных маршрутов доставки заказанных товаров;
  • сверка сопроводительных документов;
  • загрузка заказов в транспортное средство с учетом последовательности их доставки;
  • закрепление грузов в транспортном средстве для исключения повреждения товаров;
  • транспортировка заказов;
  • разгрузка заказов у клиентов;
  • приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
  • оформление сопроводительных документов у клиентов.

При характеристике цикла выполнения заказа следует отметить, что чем длиннее логистическая цепь поставки и чем больше в ней участников, а также операций по выполнению заказов, тем продолжительнее становиться весь цикл, слабее реакция компании-поставщика на изменения спроса. Именно поэтому при создании сети распределения необходимо сокращать расстояние от поставщика до потребителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)