Цикл управления заказами
Получение прибыли для компании в сфере распределения невозможно без эффективной системы выполнения заказов клиентов. Последовательность операций по выполнению заказов потребителей образует цикл выполнения заказа.
Это расхождение во времени может быть довольно существенным, а может быть незначительным. Задача распределительной логистики заключается в создании такой системы приема и обработки заказов, которая сведет к минимуму эту временную разницу.
Полный цикл заказа включает пять основных этапов:
- планирование приема заказов;
- передача и прием заказов;
- обработка заказов;
- подбор и комплектация заказов;
- отгрузка и доставка заказов.
Цель первого этапа цикла заказа является улучшение организации процесса передачи заказов клиентами. Зачастую фирма может иметь десятки и сотни клиентов, у каждого из которых есть свои предпочтения по времени и форме подачи заявок на поставку товаров. При этом каждый потребитель стремится работать с поставщиками в удобном для себя временном интервале отправки заказа.
В значительной степени справиться с неравномерностью поступления заявок можно путем составления графика передачи заказов клиентами.
Данный график должен учитывать следующие параметры:
- размеры партий поставки, заказываемых каждым клиентом;
- широту ассортимента, заказываемого потребителями;
- частоту поставки заказов;
- расстояние доставки заказа;
- сроки выполнения заказов;
- уровень обслуживания, востребованный клиентами.
График подачи заявок можно зафиксировать в договоре с клиентами. Для стимулирования соблюдения покупателями графика компания может предложить им незначительные скидки с цены приобретаемых товаров. Скидку можно представить за счет экономии от улучшения организации процесса выполнения заказов и эффективности использования ресурсов компании.
В рамках второго этапа цикла управления заказами фирмой осуществляется прием заявок клиентов. Способов передачи заказов от потребителей существует несколько (телефакс, почта, электронная почта и т.д.), но наиболее эффективным является наличие единой информационной системы, связывающей поставщика и клиентов, на основе автоматического распознавания штрих-кодов товаров при их продаже в магазинах и передачи данных поставщику для формирования новых заявок на отгрузку.
При этом если клиенты придерживаются графика размещения заказов, который был согласован в рамках первого этапа, то повышается эффективность и второго этапа — приема заказов. Уменьшение времени передачи заявок и сведение к минимуму временного интервала между моментом отправки заявки потребителем и получением данного заказа фирмой-поставщиком будет способствовать повышению качества обслуживания покупателей и формированию лояльности по отношению к фирме.
Достичь этой цели возможно в наибольшей степени, как уже отмечалось выше, путем электронного документооборота между фирмой и клиентами, который позволить достичь следующих организационных и экономических преимуществ:
- повышение точности приема заявок, многократное снижение ошибок при приеме заказов;
- сокращение объема бумажного документооборота;
- сокращение издержек на размещение заказов и связанные с этим операции;
- повышенная скорость передачи и приема заказов;
- уменьшение товарных запасов у поставщика за счет повышенной точности и снижения общего времени выполнения заказов покупателей;
- сокращение объема административной работы по получению, обработке и отправке заказов:
- упрощение доступа к информации о запасах клиентов, что облегчает управление запасами и для фирмы.
Третьим, центральным этапом цикла выполнения заказа является его обработка, в рамках которого проверяются возможности фирмы по выполнению заказов. Именно здесь важно обеспечить межфункциональную координацию различных подразделений фирмы по выполнению заказов клиентов.
Так, в частности, производство может предоставить информацию о возможности выполнения определенных заявок к оговоренному в них сроку, транспорт сообщает о возможно отгрузки и доставки заказа в срок, склад сигнализирует о наличии заказанных товаров на складе, бухгалтерия информирует о состоянии расчетов с клиентом.
Основное затруднение при обработке заказов возникает в том случае, когда фирма частично или полностью не может выполнить заявку клиента к определенному сроку. В подобной ситуации часто встает вопрос о замене заказанных товаров на подобные. Для лучшей организации и сокращения временных затрат на согласование замены отсутствующих товаров еще на этапе заключения договоров с потребителями службе маркетинга следует провести определенные согласования.
При подготовке договора маркетингу (службе продаж) следует согласовать с клиентами следующие немаловажные моменты:
- частота поставок заказов;
- стандартный набор товарных позиций в заявке (данный набор может периодически изменяться по согласованию сторон);
- перечень товаров, по которым не допускается автоматическая замена отсутствующих;
- перечень ассортиментных позиций, по которым возможна автоматическая замена с указанием вариантов подобной замены;
- контактная информация о должностных лицах клиента, с которыми можно оперативно решить вопрос замены недостающих товаров, или перенести срок выполнения заявки.
Эффективно проведенная подготовительная работа с основными клиентами позволит уменьшить не только время, необходимое для внесения изменений в заявку в случае отсутствия товарных позиций у поставщика, но и снизить общую величину логистических затрат. Кроме того, автоматическая замена снизит и нежелательные негативные последствия от дефицита товаров на складе фирмы и возможные потери потребителей из-за упущенной выгоды.
Результативность выполнения всего цикла заказа во многом зависит от времени выполнения этих двух последних этапов. Сокращение времени на комплектацию заказов и их отгрузку приводит к уменьшению длительности всего цикла заказов и к сокращению общих логистических затрат компании- поставщика.
При комплектации заказов логистика выполняет свои классические операции:
- получение обработанных заказов на складе;
- отбор исполнителей заказа;
- отбор заказанных товарных позиций с мест хранения, фиксация результатов отбора;
- перемещение отобранных товаров в зону комплектации;
- сбор товаров в единый заказ;
- упаковка, маркировка заказа;
- перемещение собранного заказа в зону отгрузки;
- формирование партий отгрузки заказов по клиентам;
- оформление всех сопроводительных документов на отгружаемые заказы.
Пятый, заключительный этап цикла выполнения заказа — отгрузка и доставка заказа — зависит от эффективной работы транспорта и включает в себя следующие основные операции:
- формирование оптимальных маршрутов доставки заказанных товаров;
- сверка сопроводительных документов;
- загрузка заказов в транспортное средство с учетом последовательности их доставки;
- закрепление грузов в транспортном средстве для исключения повреждения товаров;
- транспортировка заказов;
- разгрузка заказов у клиентов;
- приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
- оформление сопроводительных документов у клиентов.
При характеристике цикла выполнения заказа следует отметить, что чем длиннее логистическая цепь поставки и чем больше в ней участников, а также операций по выполнению заказов, тем продолжительнее становиться весь цикл, слабее реакция компании-поставщика на изменения спроса. Именно поэтому при создании сети распределения необходимо сокращать расстояние от поставщика до потребителя.
- Оптимизация управления возвратными потоками
- Операции возвратной логистики в цепях поставок
- Понятие возвратной логистики и ее значение в распределительной логистике
- Разработка уровня обслуживания компании
- Оценка логистического сервиса компании
- Стандарты обслуживания
- Цели организации обслуживания покупателей
- Значимость логистического сервиса и виды услуг клиентам
- Сущность и особенности обслуживания потребителей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу