Трудовые ресурсы и проблема занятости

Осуществление политики, ориентированной на укрепление товарно-денежных отношений, при водитк необходимости всестороннего учета совершенно новых условий соединения  работника, обладающего рабочей силой, со средствами производства.

Главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы — носители  отношений,
складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов.

 

Независимо от целей использования трудовые ресурсы можно рассматривать как экономическую
и планово-учетную категорию.

Трудовые ресурсы как экономическая категория отражают отношения по поводу  населения,
обладающего физическими и интеллектуальными способностями в соответствии с  условиями
воспроизводства рабочей силы.

Трудовые ресурсы как планово-учетная категория представляют население в трудоспособном возрасте— как занятое, так и не занятое в общественном производстве.

Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособное население. Это лица
преимущественно в трудоспособном возрасте, способные к участию в трудовом процессе.

В нашей стране это мужчины в возрасте 16 — 59 лет и женщины в возрасте 16 — 54 лет, за
исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста,получающих пенсии льготные или по старости.

Второй составляющей трудовых ресурсов является население старше и моложе трудоспособного
возраста, занятое в производстве.

Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристики. Исходной базой для определения количественной характеристики является фактическая и средняя численность населения. Последний показатель используется при оценке и  анализе демографического состава населения, среднего коэффициента и среднего темпа  прироста населения.

Трудовые ресурсы Российской Федерации в настоящее время составляют 84 млн. человек, или
около 60% общей численности населения республики. Тенденция превышения смертности над
рождаемостью привела к резкому снижению удельного веса молодежи— основного источника
пополнения трудовых ресурсов — и к дальнейшему старению населения рабочего возраста.

Эта тенденция прогнозируется и на ближайшее десятилетие. В результате доля молодежи предположительно упадет с 23,0% в настоящее время до 15,4% к 2005 г.

Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется с точки зрения  трудоспособности. При этом различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека качеств  (физических, психофизиологических, возрастных и т.д.), определяющих способность к труду  вообще, не требующему специальной подготовки.

Профессиональная трудоспособность — это способность к квалифицированному труду
определенной профессии, т.е. способность к конкретному виду труда, требующему специальной
подготовки.

С точки зрения профессиональных способностей качественный состав трудовых ресурсов
характеризуется образовательным уровнем и уровнем профессионального мастерства, являющимся не только специфической характеристикой трудовых ресурсов, но и показателем
интеллектуального потенциала общества.

При анализе и оценке трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной
подготовки учитываются такие показатели, как профессионально-квалификационная структура,
удельный вес работников по всем видам деятельности, а также уровню квалификации
по отдельным половозрастным группам.

Одной из характеристик населения как производителя материальных благ является трудовой
потенциал. Он включает совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность. Эти качества связаны:

со способностью и склонностью работника к труду, состоянием его здоровья,
выносливостью, типом нервной системы, т.е. всем тем, что отражает физический и психологический потенциал;

с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих
способность к труду определенной квалификации;

с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересов
и потребностей.

Таким образом, трудовой потенциал — понятие более широкое и глубокое, чем  трудовые
ресурсы. Это обобщающий итоговый показатель личностного фактора производства.

В 1996 г. в терминологию международной статистики труда было введено понятие  «активное
население». С этой точки зрения все трудоспособное население состоит из  экономически активного и неактивного населения. Под экономически активным населением при этом понимается  население:

(а) занятое общественно-полезной деятельностью, приносящей ему доход, т.е. население,
предоставляющее свою рабочую силу для производства товаров и услуг, и

(б) лица,  активно ищущие работу. К этой категории не относятся лица, занятые уходом
за детьми (отец— мать) и служащие в рядах Вооруженных Сил.

Наметившаяся тенденция изменения демографического состава трудовых ресурсов
сказалась и на численности экономически активного и занятого населения. Так, если на конец
1992 г. в составе трудовых ресурсов (86,3 млн. человек) на экономически активное население
приходилось 76,6 млн., а на занятое — 72,3 млн., то в конце 1995 г. трудовые ресурсы сократились на 1 млн.

человек, экономически активное население составило 73,0 млн., а занятое в экономике — 67,0 млн. человек.

Численность занятых в экономике сократилась в значительно больших размерах. В конце 1995 г. в отраслях народного хозяйства было занято примерно на 8 млн. человек меньше,  чем в 1990 г.

Наибольшее сокращение числа занятых произошло в производственной сфере, в том числе в
промышленности — на 5,6 млн. чел., в строительстве— на 2,5 млн. чел., в науке и научном
обслуживании — на 1,4 млн. человек.

Если брать  отрасли промышленности, то больше всего уменьшилась численность занятых в машиностроении (более чем на 3 млн. чел.), в химической и нефтехимической (более чем на 1 млн. чел.), влегкой промышленности (примерно 1 млн. чел.).

В то же время численность занятых в топливно-энергетическом комплексе увеличилась
примерно на 0,8 млн. человек.

Увеличение занятых произошло в основном в непроизводственной сфере: в торговле
— на 0,6 млн. чел., в здравоохранении, образовании, финансово-кредитной сфере — на 0,3
млн. человек в кажДой из этих отраслей.

В экономической литературе нередко отождествляются понятия «использование рабочей силы»
и «занятость».

Под использованием рабочей силы следует понимать:

− уровень занятости трудоспособного населения общественно-полезным трудом;

−распределение трудоспособного населения между отраслями, сферами хозяйства и по
территории страны;

− эффективность использования рабочей силы непосредственно на производстве(эффективность труда — это лишь часть эффективности использования трудовых ресурсов).

Что касается занятости, то эта категория выражает одну из сторон производственных отношений по поводу включения работника в конкретную кооперацию на определенном рабочем
месте. Занятость показывает, как трудоспособное населения обеспечено рабочими местами.

Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.
(новая редакция закона — 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ, «Российская газета», 6 мая
1996 г.), «занятость— это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных  потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок  (трудовой доход)».

С позиций Закона занятым считается население — трудоспособные граждане,  которые:

− работают по найму, т.е. выполняют работу за вознаграждение в течение полного  либо
неполного рабочего дня (недели);

− имеют оплачиваемую работу, но временно отсутствуют в связи с болезнью,  отпуском и
т.д.;

− самостоятельно обеспечивают себя работой (предпринимательство, фермерство, индивидуальный труд и пр.);

− проходят службу в рядах Вооруженных сил;

− обучаются на очных отделениях учебных заведений.

К занятым относятся также выполняющие работы по гражданско-. правовым договорам, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность.

В зависимости от уровня использования трудоспособного населения различается  несколько
трактовок занятости: полная, рациональная, эффективная, социально-эффективния,  потенциальная.

В нашей стране до последнего времени под полной занятостью понималось поголовное
вовлечение трудоспособного населения в общественное производство. В международной практике под полной занятостью понимается не поголовная занятость, а такое состояние, когда
спрос на рабочие руки равен их предложению.

Занятость может быть описана системой показателей, отражающих:

−полноту включения в общественное производство активной части населения, т.е. степень
удовлетворения населения в рабочих местах;

− уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов как важнейшего элемента
рациональной занятости;

− соответствие занятости социально-экономическим запросам населения.

Вопросы занятости неразрывно связаны с безработицей, поэтому проблема занятости решается
как проблема занятости-безработицы.

Важнейшими факторами, определяющими использование трудовых ресурсов и формирующими рынок труда, который призван выполнять функции основного регулятора движения рабочей силы в народном хозяйстве, являются: многоукладность экономики, демонтаж административно-командной системы управления, перевод предприятий на эффективные формы хозяйствования.

В рыночном хозяйстве обязательно должны существовать оптимальный резерв работников и
поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом, т.е.
естественная норма безработицы. Рыночному хозяйству противопоказаны как полная занятость, так и чрезмерная безработица.

Естественная норма безработицы характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные  перемещения в зависимости от колебания спроса и предложения рабочей силы. В
экономически развитых странах естественная норма безработицы находится на уровне 5—12%.

Для исчисления уровня безработицы в мировой практике рассчитывается стандартный  уровень
безработицы. С учетом специфики нашей статистики уровень безработицы (УБ) может  быть рассчитан по следующей формуле:

где БР — не занятые трудовой деятельностью граждане, зарегистрированные в  службе занятости в качестве ищущих работу; 3 — занятые в народном хозяйстве;

(3 + БР) — численность экономически активного населения. Рассчитанный по  формуле
показатель безработицы превышает официально признанный (при расчете  официального уровня безработицы принимается во внимание все трудоспособное население, а не только
экономически активное), недалек от фактического уровня, так как не отражает, например,
скрытую безработицу.

Вместе с тем граждане, не зарегистрированные в службе занятости, не включают работников,
фактически ищущих работу.

Рынок труда в настоящее время является наиболее стабильным элементом  российской экономики. Уровень официальной безработицы составил на начало 1995 г. 2,2%, что выглядит парадоксально на фоне 27% спада производства, значительного снижения инвестиций
и многократного повышения цен.

Вместе с тем следует иметь в виду, что если рассчитывать уровень безработицы по  методологии
МОТ (фактически безработные по отношению к численности экономически активного
населения), то в этом случае безработицу в 1995 г. можно определить на уровне 8,2%. И это без
скрытой безработицы, за счет которой данный показатель может возрасти примерно в 1,5 раза.

Рассмотрим по возможности подробно сущность, виды, причины возникновения  безработицы и
ее тенденции.

Прежде всего безработица может быть вынужденной и добровольной. Последняя имеет признаки
естественной. К этому виду относятся фрикционная и институционная безработица.

Фрикционную безработицу составляют люди, которые, покинув прежнее место работы, находятся в процессе движения, перехода на новое место работы. С1994 г. с
предприятий выбывало в среднем 26% среднесписочной численности работников.

Не отличались стабильностью кадров и отрасли, связанные с функционированием рыночного хозяйства (кредитование, страхование, операции с ценными бумагами и недвижимостью). Состав работников в этих отраслях обновился  на 40-50%, а интенсивность движения кадров в1,5-2 раза превышала показатели по народному  хозяйству.

Фрикционная безработица имеет низкую продолжительность; по этой причине  находящиеся в
поиске работы граждане в большинстве случаев (более 50%) находят работу  самостоятельно.

Институционная безработица порождается институтом социальной защиты безработных  (при
этом чем выше пособие, тем продолжительнее время поиска нового места работы), а  также таким факт тором, как повышение гарантированного минимума заработной платы.

Этот вид  безработицы провоцируется и несовершенством налоговой системы. Действительно, чем выше ставки подоходного налога и ниже доходы работников, чем меньше разница между доходом и социальными пособиями, тем меньше у них желание трудиться и тем более длительными оказываются сроки поиска работы. Институционная безработица связана также с несовершенством информации о наличии свободных мест, с инерцией рынка рабочей силы.

К вынужденной безработице относятся технологическая, структурная, конверсионная, экономическая, молодежная, маржинальная.

Технологическая безработица порождается переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, когда часть рабочей
силы становится либо лишней, либо требует нового, более высокого уровня квалификации и
перепрофилирования.

Структурная безработица связана с масштабными структурными преобразованиями
экономики, закрытием устаревших предприятий, сокращением численности управленческого
персонала. Ей сродни конверсионная безработица, возникающая при сокращении занятых в отраслях  военной экономики и в армии.

Тенденции в этой части факторов безработицы таковы:

при переходе к современной технологии и под влиянием экономического кризиса и далее будет
сокращаться численность занятых;

очевидно, что только к концу 1996 г., когда могут заработать механизмы структурной перестройки, сокращение занятости приостановится, а в дальнейшем и
стабилизируется, но на уровне, более низком по сравнению с современным.

Экономическая безработица вызывается конъюнктурой рынка, поражением части производителей в конкурентной борьбе. Свертывание убыточных производств
происходит под влиянием закона о банкротстве и по причине отказа Правительства
поддерживать убыточные отрасли и предприятия.

Растет количество госорганизаций, официально признанных  неплатежеспособными
(например, решено прекратить финансирование крупнейшего в стране завода сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш»), работники которых пополняют рынок труда.

Маржинальная безработица— безработица слабозащищенных слоев населения. К ним относятся
как молодежь, так и женщины, ищущие работу после перерыва в работе в связи с уходом за
малолетними детьми.

Молодежная безработица (к молодежи по статистике относятся граждане в возрасте
от 16 до 29 лет) обычно наблюдается на двух этапах: (а) после окончания школы, если не
удается поступить в высшее или среднее учебное заведение, либо трудоустроиться, и (б) после
окончания учебных заведений, если не удается устроиться на работу.

В настоящее время удельный вес молодежи в общей численности безработных  несколько
снизился, но все еще составляет довольно значительную величину — 35%.

Вместе с тем возникает проблема трудоустройства молодежи до достижения  трудоспособного
возраста. Следует учесть, что в законодательстве нижний порог присвоения  статуса безработного — 16 лет. Конечно, службы занятости не отказываются в подборе работы юношам и
девушкам моложе 16 лет, однако статус безработного, а следовательно, пособие по безработице они  получить не могут.

Тяжелое материальное положение семьи и общая социальная напряженность  заставляют и
учащуюся молодежь подыскивать себе работу: в1994 г. в службу занятости  обратилось 500 тыс.
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, что в 8 раз превышает  показатели прошлого года.

Молодежная безработица очень опасна. Именно из этого слоя пополняются ряды  преступников, наркоманов, экстремистских политических течений.

Хотя женская занятость продолжает сокращаться высокими темпами,  безработица имеет «женское лицо». Происходит вытеснение женщин из значительного числа видов
занятости.

Наблюдаются новые тенденции в сфере занятости женщин. Среди них можно выделить такие, как:изменение женского стереотипа занятости, особенно в сфере кредитования и
страхования, где растет доля занятых мужчин;

изменение шкалы престижности профессий, традиционно считавшихся женскими, в  частности в
сфере бухгалтерского учета и банковского дела;

усиление прямой и косвенной дискриминации женщин в сфере занятости, особенно в негосударственных секторах экономики.

Женская и молодежная безработица сказывается на материальном благополучии семьи  и требует специальных программ поддержания занятости этих категорий населения на
достаточно высоком уровне.

По времени возникновения безработица может быть сезонной и цикличной, т.е.  возникающей в
определенное время года, а по месту возникновения — региональной. Особенно  высокий уровень
безработицы, в 3— 4 раза превышающий средний по России, наблюдается в  Ивановской и Костромской областях.

В зависимости от величины временного интервала безработица может быть  продолжительной (4

— 8 месяцев), длительной (8 — 18 месяцев) и застойной (более 18 месяцев). В случае застойной
безработицы часто наступают необратимые изменения в отношении к трудовой деятельности;
снижается желание искать работу самостоятельно; происходят общая дисквалификация, потеря
трудовых навыков, привыкание к низкому уровню жизни.

Эти явления характерны для тех слоев общества, от которых исходит угроза его социальной стабильности. Такие безработные составляют  сейчас более 25% общей численности безработных.

В распределении безработных по продолжительности «безработного состояния» выявились следующие тенденции:

незначительно увеличилась продолжительная безработица, охватив больше четверти
безработных;

на несколько долей процентного пункта снизилась длительная безработица;

незначительно возросла доля молодежи среди длительно безработных, что говорит о
затухающей динамике этого процесса.

Безработица может быть скрытой и легализованной, или открытой, создавая тем  самым скрытый
и открытый рынок труда.

Официальная часть открытого рынка труда включает свободную рабочую силу,  вакансии,
зарегистрированные в службе занятости, и ученические места,  зарегистрированные в системе
формального профобразования.

Неофициальная часть открытого рынка труда аккумулирует ту часть вакансий,  учебных мест для приобретения новых профессий, а также предложений рабочей силы, которые не  охвачены услугами органов трудоустройства и учебных структур формального образования и где
потребность в трудоустройстве удовлетворяется на основе прямых контрактов с работодателями
или различного рода негосударственными посредническими структурами.

Границы неофициального рынка  весьма гибки, подчинены изменениям соотношения спроса и предложения рабочей силы, в чем отражаются воздействия многочисленных факторов.

Вынужденная безработица в условиях экономики с глубокими деформациями  рыночных
отношений зачастую приобретает скрытый характер. Скрытый рынок труда  образуют работники, для которых вероятность потерять работу очень велика, а среди них прежде всего те,
которым приходится трудиться в условиях неполного рабочего Дня или недели.

По официальной  статистике они не относятся к безработным. К скрытому рынку относятся также люди,  которые отчаялись найти работу и, утратив право на получение пособия, отказались регистрироваться на бирже труда.

Гипертрофия скрытого рынка труда — отличительная черта переходного периода, в  условиях
которого при недостаточности средств для проведения действенных мер по  социальной защите
вынужденно незанятого населения государство стремится переложить часть этих  функций на
администрацию и трудовые коллективы.

По данным официальной статистики, открытый и скрытый рынок соотносятся как : 5, а внутри
открытого рынка официальная и неофициальная часть— как 1 : 2,5. Прогнозируется переход скрытой безработицы в открытую, а реальное число безработных в ближайшие годы может
возрасти до14 — 15% экономически активного населения.

В ходе разработки новой политики занятости прежде всего принято  законодательство в этой
области и определены новые подходы к самому понятию «занятость».

Гражданам предоставляется право не только выбирать профессию и место работы, но  и самим
решать — работать или не работать, если они имеют законный источник  существования. То есть
допускается незанятость граждан в общественном производстве при наличии дохода, декларируемого в установленном порядке.

В нормативных документах учитывается многообразие форм занятости и  предусматривается
равное право работать на предприятиях всех видов собственности, а также на  условиях открытия самостоятельного дела.

В настоящее время основная часть работников занята на приватизированных предприятиях, а прирост занятых в непроизводственной сфере все еще не адекватен численности работников, высвобождаемых из материального производства. В государственном  секторе экономики
трудятся менее половины общей численности занятых в народном хозяйстве.

Для сравнения: в 1990 г. численность занятых в государственном секторе составляла 82%, в1991
г. — 76%, в 1992 г. — 67%.

Наряду с сокращением занятости в государственном секторе наблюдается тенденция
повсеместного сокращения занятости в официальном секторе экономики в пользу так называемого неформального сектора экономики, приносящего занятым в этой сфере доходы, не
облагаемые налогом.

Тенденция сокращения занятости в официальном секторе наблюдается по всем  регионам России.

В структуре занятости по отраслям промышленности происходит интенсивный сдвиг регрессивного характера — сокращение численности занятых в таких отраслях, как
нефтехимия, лесная промышленность, машиностроение, легкая, что влечет уменьшение доли
обрабатывающей промышленности. В результате происходящих изменений в отраслевой структуре занятости стабильно увеличивается доля занятых в непроизводственной сфере: с29,6% в1993 г. до33,4% в1995 г.

Распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного  хозяйства
относится к видам занятости.

Формы занятости — это организационно-правовые способы, условия  трудоиспользования.

По форме занятости следует прежде всего различать занятость с режимом полного  рабочего дня и занятость с режимом неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.

Регламентированная продолжительность полного рабочего дня в настоящее время для
работ в нормальных условиях труда составляет 40 час. в неделю. Полным рабочим днем
следует считать предусмотренный законодательством сокращенный рабочий день для отдельных  категорий работников:
для рабочих и служащих в возрасте от 15 До 16 лет — 24 часа, в возрасте от 16 до18 лет — 36 час в неделю.

Неполная занятость рассматривается как социальное явление, вызванное: необходимостью для отдельных групп работать неполный рабочий день (эту меру  можно рассматривать в качестве инструмента смягчения проблем занятости отдельных  социально- демографических групп населения — женщин, воспитывающих детей, учащейся  молодежи, лиц с пониженной трудоспособностью и т.д., вынужденно сочетающих работу с  выполнением других обязанностей);

необходимостью сдерживать нарастание безработицы.

К специальным формам занятости относятся:

занятость на условиях надомничества;

вахтово-экспедиционный метод занятости;

совместительство;

занятость в трудовых семестрах учащихся дневной формы обучения;

занятость в условиях гибкого рабочего времени и др.

К специфическим формам неполной занятости относятся режимы, рассчитанные на выполнение
работы двумя работниками. Одновременно происходит распределение между ними обязанностей,
заработной платы и всех причитающихся на этой должности выплат. Обычно такие режимы
используются в условиях спада производства, либо его модернизации.

Вариант деления рабочего места на двух работников представлен альтернативной рабочей
неделей, которая предполагает чередование для одного работника рабочих и нерабочих дней.

Сюда можно отнести и годовые контракты занятости, оговаривающие на год нестандартную
нагрузку (пониженную), при которой работа выполняется лишь в необходимые для организации
периоды.

Некоторые из специальных форм занятости являются единственной работой для
человека.

Например, надомничество используется как форма занятости людей трудоспособных или с
ограниченной трудоспособностью, которые по семейным обстоятельствам или состоянию здоровья не могут трудиться на производстве. А такие формы занятости, как совместительство,
работа в трудовых семестрах, являются вторичной занятостью.

Анализ проблем вторичной занятости на основе мониторинтов ВЦИОМ показывает, что  степень распространения прирабатывающих работников остается стабильной на протяжении  по крайней мере пяти последних лет.

В 1993 — 1995 гг. прирабатывали от 14 до 20% работающего населения. Из них  около 5% имели
регулярную дополнительную работу, а остальные 10 — 14% — нерегулярные  приработки.

Двойная занятость особенно распространена в частном секторе, где приработки чаще носят
регулярный характер. Эта форма занятости здесь охватывает 30 — 40% работников.

Совместительство остается наиболее распространенным видом приработка: 20% дополнительно
занятых прирабатывают на своем предприятии и примерно столько же на других.

Среди сравнительно новых методов получения приработков следует отметить уличную торговлю, размеры которой за последнее время возросли почти в 4 раза.

Все мероприятия в области политики занятости группируются по двум направлениям: пассивная политика занятости и активная политика занятости.

Пассивная политика занятости включает в основном следующие мероприятия. Субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном  секторе;

поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда;  льготное кредитование).

Оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия  обязательного уровня
трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не  ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.

3. Социальная защита, классическим примером которой является выплата пособий по безработице, размер которых дифференцирован по категориям граждан, времени
нахождения в статусе безработного и установленного минимума заработной платы.

В рамках активной политики занятости приоритетными направлениями являются:  содействие в
трудоустройстве, профессиональное обучение и консультирование, гибкие формы  занятости,
квотирование рабочих мест, организация общественных работ, содействие временной  занятости.

Главная цель временной занятости — помочь человеку в период поиска постоянной  работы,
когда он получает пособие, не утратить психологические способности, склонности  к труду.

Согласно «Примерному положению об организации оплачиваемых общественных работ» (Приложение к постановлению Правительства РФ от 12 мая 1992г. № 314) служба занятости осуществляет подбор и направление граждан на такие работы только на добровольной основе при соблюдении норм трудового законодательства.

Преимущественным правом заключения договора на общественные работы (сроком до
двух месяцев) пользуются граждане, зарегистрированные в службе занятости в качестве
безработных, а также неработающие граждане предпенсионного возраста, инвалиды, граждане,
стремящиеся возобновить свою трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного  года) в работе.

Работникам, занятым на общественных работах, гарантируется оплата за  фактическую работу, но не ниже увеличенного на 15% пособия по безработице.

Если гражданина устраивает выполняемая общественная работа, то по согласованию с администрацией он может выполнять эту работу в качестве постоянной, а служба  занятости
регистрирует ее в качестве подходящей.

Если выполняемая общественная работа не устраивает, служба занятости  предлагает либо пройти переквалификацию, либо продолжить в установленный законом период  получать пособие по безработице, начиная с первого дня окончания договора на выполнение
общественных работ.

Общественные работы не должны создавать конкуренции обычным рабочим местам.  Иными
словами, если можно трудоустроить человека без поддержки государства на  определенное рабочее место, то оно не является общественным.

Это могут быть рабочие места, длительное время не занятые на предприятии, или создаваемые с целью благоустройства территории города,  оказания помощи строительным организациям, помощи в уборке урожая, заготовке дикорастущих  ягод, в лесозаготовительных и погрузочно-разгрузочных работах, а также в сфере  услуг населению (больным, престарелым и т.д.).

Недопустимо относить к общественным работы по ликвидации аварий, последствий
стихийных бедствий и другие мероприятия аналогичного характера.

Практика показала, что российские граждане не испытывают серьезной потребности  в
общественных работах, участие в них безработных не превышает 2— 3%, хотя в 1994
г. по сравнению с 1993 г количество безработных, занятых на этих работах, увеличилось в 1,4 раза.

Квотирование рабочих мест— это определение минимальной численности работников, подлежащих устройству в данной организации.

Право на квотирование для  организаций с муниципальной собственностью имеют местные органы управления, а для организаций других форм собственности квоты устанавливаются на основе договоров. Работодателям, создающим рабочие места за счет собственных средств, предоставляются льготы по налогообложению, по тарифам на оплату коммунальных, транспортных и других услуг и по платежам в пределах доли налога  на прибыль.

Финансовая помощь может оказываться и в виде прямого финансирования для  частичного возмещения затрат, а также в виде возвратного кредита с льготной ставкой (не ниже 50%
средней банковской) за кредит при условии трудоустройства безработных и особо нуждающихся граждан  (более 6 месяцев не имеющих работы, беженцев, вынужденных переселенцев) на срок не менее 6 месяцев.

Активная политика занятости предполагает разработку мер поддержки малого  бизнеса, таких,
как: освобождение на определенный период от налогообложения, обеспечение  выгодных кредитных ставок, сроков кредитования, страхования риска и т.д. Но пока не создана  инфраструктура малого бизнеса (снабжение сырьем, оборудованием), любые меры поддержки могут  оказаться безрезультатными.

Поддержка малого бизнеса особенно важна еще и потому, что в условиях экономического
кризиса сфера малого бизнеса, как свидетельствует опыт зарубежных стран, не  расширяется, а
сужается, поскольку первый удар принимает на себя именно малый бизнес.

Пока единственное, что получили малые предприятия, — это налоговые льготы, но и  о них даже
в столь важном законе от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» упоминается лишь вскользь.

В январе 1996г. вступил в силу Федеральный закон «Об упрощенной системе  налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в соответствии с  которым малые предприятия могут выбирать: или они платят все налоги и сборы, как и прежде,
или выплачивают единый налог по упрощенной системе налогообложения.

Однако этой  системой налогообложения по закону могут пользоваться лишь субъекты малого предпринимательства,  численность работников в которых не превышает 15 человек, а совокупный доход — 100 тыс. минимальных  зарплат.

Далее, кроме единого налога, для малых предприятий сохранены таможенные платежи,  лицензионные сборы, госпошлина, налог на приобретение транспортных средств, а также отчисления в государственные  социальные внебюджетные фонды.

В странах Европейского Союза, куда Россия только что вступила, на тысячу  жителей приходится 40 малых предприятий. В России же, по оценкам некоторых экспертов, на тысячу
жителей приходится примерно 5 малых предприятий. Из общего числа малых предприятий половина  работает в общественном питании и торговле и по 14% приходится на предприятия, занятые в  производстве, строительстве и транспортных перевозках.

О степени напряженности на рынке труда свидетельствует такой показатель, как
численность безработных, приходящихся в расчете на одну вакансию. Тенденция здесь такова:
если для 1992 г. была характерна невостребованность рабочих мест, то уже в 1993 г. на одну вакансию  приходилось более 3 безработных, в 1994 — почти 6 человек и более 7 человек в 1995 г.

Численность  безработных на одну вакансию продолжает расти в связи с тем, что число незанятых растет почти в два  раза быстрее, чем число рабочих мест (вакансий).

Уровень безработицы (рассчитанный по методике МОТ) достаточно высок и продолжает
динамично расти, а с учетом скрытой безработицы он превышает естественный  уровень безработицы.

Прогнозировалось, что в 1997 г. официально зарегистрированная безработица возрастет
примерно в три раза. Однако ускорение роста безработицы в последние месяцы 1995 г., когда ее
показатели существенно приблизились к прогнозируемым на 1997 г., порождает обоснованные
опасения, что ситуация на рынке труда может оказаться значительно сложнее. Она   ближайшие 5 лет может ухудшиться еще больше и из-за прогнозируемого значительного прироста
населения в трудоспособном возрасте.

Если за период 1991 — 1995 гг. население в трудоспособном возрасте увеличилось на 0,7 млн. человек, то за период 1996 — 2000 оно, по расчетам,  увеличится на 3,2 млн. человек, а за период 2000 — 2005 гг. прогнозируется его рост еще на 3  млн.человек.

В этом случае, если не будут предприняты активные меры по поддержке  отечественных
производителей, прежде всего обрабатывающих отраслей промышленности,  агропромышленного комплекса и малого бизнеса в сфере производства, уровень
безработицы может достигнуть 15 — 20% к экономически активному населению, что абсолютно неприемлемо как с социальной,  так и с политической точек зрения.

Значительный рост численности безработных, официально зарегистрированных уже
сейчас в службе занятости, сокращение численности работающих в режиме неполного рабочего
дня (или неполной недели), а также численности находящихся в отпусках — таковы
главные факторы, настоятельно требующие внесения изменений в политику занятости, прежде всего  разработки и проведения мероприятий по профилактике и предупреждению чрезмерной безработицы.

Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику следует направить на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых программ,  обеспечивающих создание новых и увеличение существующих рабочих мест для трудоустройства высвобождаемых работников и молодежи, вступающей в трудоспособный возраст.

Необходимо усилить  социальную защиту работников тех предприятий, которые поставлены перед угрозой применения  процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) организаций, в том числе путем перевода работников ликвидируемых предприятий, находящихся в  федеральной собственности и собственности субъектов РФ, на новые предприятия, создаваемые при содействии  государства на базе имущества ликвидируемых.

Вместе с тем следует иметь в виду, что одновременно с ростом официально зарегистрированных
безработных растет и количество безработных, получающих пособия (как  в относительном к общему количестве безработных, так и в абсолютном исчислении). Увеличение количества
безработных за счет скрытой безработицы, львиная доля на финансирование которой сейчас лежит на  самих организациях (64%), приведет к тому, что заботу о них будет вынуждено взять на себя  государство.

С этих позиций ориентация политики занятости главным образом на выплату  денежных пособий
при сегодняшнем состоянии экономики становится весьма обременительной для  общества. Стержнем политики занятости должна быть прежде всего ориентация на предоставление лицам,
потерявшим работу, возможностей найти место в новых рыночных реалиях, побуждение их к
поиску рабочего места путем установления временных и финансовых рамок материальной помощи и т.д.

Приоритетными направлениями государственной политики занятости в отношении  граждан,
потерявших работу, должны стать:

опережающее переобучение и переподготовка;

увеличение масштабов общественных работ и временной занятости;

профессиональная ориентация и психологическая подготовка.

Кроме того, предусматривается приступить к разработке среднесрочной программы развития
занятости населения, основанной на прогнозе развития отраслей экономики и мониторинге
перспективных видов занятости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)