Требования к потребительным свойствам упаковки
Исходя из многообразия функций, выполняемых упаковкой в процессе сохранения качества товаров медицинского назначения, разнообразны и требования, предъявляемые к ней. Наиболее жесткие требования предъявляют к первичной упаковке для лекарственных препаратов, поскольку тара контактирует с ними.
Наряду с газо- и паронепроницаемостью, индифферентностью к организму человека и ингредиентам лекарственного средства, светонепроницаемостью, барьерной устойчивостью к микроорганизмам и другими показателями, индивидуальная упаковка должна отвечать следующим потребительным свойствам:
- иметь товарный вид, то есть обладать приятным цветом и однородной окраской, гладкой чистой поверхностью (без жировых и механических загрязнений, плесени, коррозии и т. п.);
- быть удобной при пользовании, ношении или перевозке;
- хорошо изолировать содержимое от внешней среды в течение установленного срока годности;
- быть надежно укупоренной или закрытой;
- допускать возможность стерилизации;
- допускать возможность контроля первого вскрытия упаковки;
- иметь хорошие адгезионные показатели, характеризующие способность материалов соединяться при помощи клеев или путем термосварения;
- иметь одинаковую геометрическую форму для данной партии, обеспечивающую компактное складирование;
- предусматривать в необходимых случаях такое размещение лекарственного средства, которое позволяло бы при многократном его использовании сохранять герметичность, стерильность и контроль за использованием;
- быть дешевой, недефицитной;
- допускать возможность применения высокопроизводительной, малоотходной технологии переработки материала в упаковку;
- быть пригодной или подготовленной для этикетирования или нанесения печати;
- содержать информацию о хранении и приеме лекарственного средства.
Тара и упаковочные материалы, используемые для лекарственных препаратов, не должны:
- содержать канцерогенные и токсичные вещества, а также посторонний запах, воспринимаемый лекарственными веществами;
- адсорбировать ингредиенты лекарственных веществ, которые обладают свойствами проникать через материал.
Каждый из упаковочных материалов имеет свойства, ограничивающие область его применения. Например, из девяти марок бумаги оберточной только пять марок разрешены к использованию в фармации: А; В; 01; 02; Д.
Алюминиевая фольга имеет такие недостатки, как непригодность к сварке, малая стойкость к коррозии, низкое относительное удлинение при разрыве, невысокая стойкость к двойным перегибам. Эти недостатки устраняются ламинированием фольги различными полимерными пленками и бумагами.
Однако имеются ограничения применения упаковки из полимерных материалов, поскольку не допускается:
- применение тары и упаковки из акрилонитрилбутадиенстирольного пластика, полистиролов, поликарбоната для хранения лекарственных средств, содержащих альбихтол, валидол, деготь, диэтиловый эфир, камфору, метилсалицилат, скипидар, фенол, хлороформ, четыреххлористый углерод, эфирные масла, эуфиллин;
- применение тары и упаковки из других пластмасс для хранения лекарственных средств, содержащих этанол, диэтиловый эфир, метилсалицилат, скипидар, хлороформ, четыреххлористый углерод, эфирные масла;
- применение тары и упаковки из полиэтилена и бумаги с полиэтиленовым покрытием для длительного хранения йода, камфоры, фенола, сухого концентрата наперстянки, сухого экстракта красавки и термопсиса, ацетата калия и натрия, двузамещенного фосфата натрия, хлорида кальция;
- применение контурной безъячейковой упаковки, изготовленной с использованием полиэтилена и полипропилена, а также пробирок и стаканчиков из полиэтиленов, полистиролов для хранения таблеток валидола;
- применение тары и упаковки из пленочных материалов, для длительного хранения легко летучих, легко окисляющих, быстро высыхающих или сильно гигроскопичных препаратов.
В связи с этим необходимо учитывать данные обстоятельства при выборе упаковочного материала на стадиях заключения договоров, приемки и хранения, руководствуясь действующими стандартами.
- Управление комплексом маркетинговых коммуникаций
- Выбор схемы логистики
- Выбор стратегии продвижения нового препарата на рынке
- Создание лекарственного средства
- Разработка бизнес-планов
- Составление планов научных исследований
- Особенности стратегического планирования
- Анализ и интерпретация маркетинговых данных
- Изучение взаимодействия спроса и предложения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу